«Компетентностно-деятельностный подход в профессиональном развитии учителя» Наталья Львовна Галеева профессор МПГУ, к.б.н, доцент, Почетный работник среднего общего образования, «Учитель года Москвы – 2003», научный руководитель экспериментальных площадок МПГУ Москвы и России
Проблемы школьного образования глазами субъектов его реализации) глазами субъектов его реализации) по данным анкетирования школьников, учителей и заместителей директоров школ / данные года 1387 респондентов 37 субъектов федерации
Содержание образования глазами выпускников школ почти 5000 ДЕТЕЙ ИЗ 37 СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ!!! жизнь жизнь и наука (соединяют от 80% до 95 % детей) наука и школьный предмет (соединяют практически все дети - более 95 %) жизнь и школьный предмет (соединяют конструктивно от 6% до 11% детей …) наука школьный предмет предмет
«Образование оказывает серьезное влияние на социально-экономическое, социально-культурное развитие государства, его позиции в мире, его целостность и национальную безопасность». 2010, март, подклассы социально- экономическое развитие социально- культурное развитие целостность и национальная безопасность позиции в мире Математика Физика Химия Биология Русский язык Литература История и др.
«Вместе с классом вы собрали и сдали больше всех макулатуры. Большую часть денег вы перевели на счет дома для престарелых, а немного денег оставили, чтобы отпраздновать такое событие. Тебе дали эти деньги и сказали, чтобы ты купил на все деньги пиццу. В магазине оказалось два вида пиццы одинакового сорта: 10 см в диаметре стоит 10 рублей, 20 см в диаметре стоит 20 рублей. Какую пиццу ты будешь покупать?
В целях повышения качества образовательной деятельности требуется провести кардинальные изменения подходов к управлению качеством деятельности каждого члена педагогического коллектива: 1. Использовать компетентностьно-деятельностный подход 2 2. Анализировать причины недостатков в работе каждого педагогического работника «снизу вверх», т.е. от ученика – к учителю, от учителя – к завучу 3. Внести организационные и качественные изменения в обучение всех субъектов образовательного процесса
КОМПЕТЕНЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Чем компетентностьный подход отличается от традиционного, ЗУНовского? ЗУНовскийподход: В результате обучения – Знания, умения, навыки по предмету по предмету, соотнесенные с практикой реальной жизни уже в процессе обучения 1. Знания, умения, навыки по предмету, соотнесенные с практикой реальной жизни уже в процессе обучения Над- и метапредметные знания, умения, навыки, обеспечивающие качество процессов саморазвития, самопознания и самообучения на всю жизнь. 3. Отношение к приобретенным знаниям и к самому процессу их приобретения Компетентностный подход: в результате обучения –
проектирование компетенций Управление реализацией и развитием компетентностьи
Пространство реализации профессиональной компетентностьи учителя учителя Федеральный государственный образовательный стандарт Наша новая школа Закон об образовании Новая система оплаты труда Законы об обучении детей с ОВЗ Квалифика- ционный справочник
ПРИКАЗ от 26 августа 2010 г. N 761 н Учитель Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, … современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
«Мы не говорим педагогам, поступайте так или иначе; мы говорим им: изучайте законы тех психологических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить» К.Д.Ушинский Человек как предмет воспитания // Собр. Соч. в 11 т.- М., – Т.8.С.55
Праксеологическая модель внутренних ресурсов учебного успеха ученика
Ресурсы реализации требований ФГОС к образовательным результатам ученика учителя Содержание предмета Формы и виды учебной деятельности ученика Стиль и способы педагогической коммуникации Методики и технологии обучения Материально- техническое оснащение Компетентность учителя
Компетентность учителя определяется умением учителя управлять процессом «перевода» дидактического потенциала внешних ресурсов в фактор роста внутренних ресурсов ученика
ПРУФ ученика 11 класса ПРУФ ученика 1 класса ПРОСТРАНСТВО РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (ПРУФ) УЧИТЕЛЯ Пространство договорных отношений Развитие регулятивных УУД по ФГОС
Базовый, репродуктивный уровень реализации компетенций (низкий уровень реализации управленческих функций – «скажите мне как, что и зачем и я сделаю») Продуктивный уровень (достаточный уровень реализации управленческих функций «я знаю много способов, скажите мне критерии выбора») Высокий уровень реализации управленческих функций «я знаю, зачем, могу корректировать цели … от условий, выбрать наиболее эффективные способы обучения, при дефиците ресурсов – создаю собственные, могу управлять в ситуации неопределенности») Ситуативное управление Ситуативное и тактическое управление Стратегическое,опережающее управление
3. Коммуникативные УУД 2. Познавательные УУД 1. Предметные знания (фактология) КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ТЕМЕ В ФОРМАТЕ ФГОС 4. Регулятивные УУД с компетентность- ними задачами
тем Название темы Знание /пони- мание Познава тельные УУД Коммуни кативны е УУД Регуляти вные УУД 1. Тема Тема Тема Тема Дневник индивидуального прогресса обучающегося
Разные формы учебной работы, требующие от ученика использования разных учебно- познавательных «инструментов» Разные ученики, каждый – со своим стилем учебно- познавательной деятельности деятельности
Критериальное оценивание как ресурс управления качеством понимаю смысл критериев и показателей каждого критерия (обученность, обучаемость, воспитанность, социализированность) ~73% умею педагогическими методами определить уровень каждого показателя у своих учащихся 26,5% умею проектировать образовательный процесс по моему предмету на основании конкретных показателей критериев умею проектировать образовательный процесс по моему предмету на основании конкретных показателей критериев ~9% (практически все - учителя КРО)
понимаю смысл критериев и показателей каждого критерия качества моей работы(качество результатов, качество процесса) 36,6% проектирую на основании таких критериев собственную траекторию профессионального развития 31,7% принимаю механизмы и критерии оценки качества моей работы, введенные в моей школе (ВШК, НСОТ) 17,1% Критериальное оценивание как ресурс внедрения НСОТ
Использование компетентностьно-деятельностного подхода позволяет организационно и качественно изменить формы обучения педагогов, основываясь на проектировании индивидуальных траекторий профессионального развития
Учителя и руководители школ, потенциальные респонденты и слушатели курсов МОДЕЛЬ 1.
МОДЕЛЬ 2. Учитель заявляет желание повысить квалификацию По данным мониторинга определяется набор компетенций, требующих развития Сопоставление конкретного запроса с набором предложенных в этом году курсов Условие 2: разнообразие курсов должно быть избыточным по отношению ко всем компетенциям Условие 1: каждый курс в предложенном наборе должен быть охарактеризован в соответствии с развиваемыми компетенциями
МОДЕЛЬ 3. Учитель заявляет желание повысить квалификацию По данным мониторинга определяется набор компетенций, требующих развития Составление запроса на повышение конкретных компетенций Формирован ие набора запросов к системе ПК от школы В методическом центре округа формируется заказ к институтам, образовательным центрам Институты формируют систему ПК в соответствии с контекстом Система ПК, соответствующая запросу
1. Чем больше человек знает, тем правильнее он будет поступать. 1. Правильные поступки (успех) человека зависят не столько от объема знаний, не столько от объема знаний, сколько от их качества, но, главное, от его умения пользоваться этими знаниями пользоваться этими знаниями как инструментами при решении проблем как инструментами при решении проблем.
2. Учитель учит ученика. 2. Ученик учится сам, учитель создает для этого условия. учитель создает для этого условия. Доля субъектности ученика Доля субъектности ученика растет от первого до выпускного класса, в идеале достигая 100%.
З. Педагогика – самодостаточная наука. 3. Система педагогического знания включает данные широкого спектра наук: данные широкого спектра наук: этнопсихологии, теории управления, психофизиология и т.д. психофизиология и т.д. Любая наука, изучающая человека, имеет педагогическую составляющую.
Владимир Корнилов ( ) Считали: все дело в цели, И хоть изменили цель, Она, как была доселе,- За тридевятью земель. Считали: все дело в строе, И переменили строй, И стали беднее втрое И злее, само собой. Считали: все дело в средствах, Когда же дошли до средств, Прибавилось повсеместно Мошенничества и зверств. Меняли шило на мыло И собственность на права, А необходимо было Себя поменять сперва.
Ссылки на работы, где обобщён значительный теоретический и практический материал по теме доклада 4. Галеева Н.Л. Мониторинг для учителя. // Управление школой. – – Шамова Т.И. Галеева Н.Л. Постановка целей и планирование учебного процесса – важнейшие компетенции современного учителя // Биология в школе. – – 4, Технология ИСУД как дидактический и управленческий ресурс качества школьного образования: сборник работ участников сетевой экспериментальной площадки /Автор-сост. Галеева Н.Л. М.: УЦ «Перспектива», с. 2. Галеева Н.Л. «Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса»: лекции 1–8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», – 76
6. Гузеев В.В. Иерархия целей в учебном процессе: элемент, урок, модуль, блок. // Директор школы. – – 4. – С Заславская О.Ю. Формирование управленческой компетентностьи учителя в системе непрерывного образования // Наука и школа. – – 1. – С Сенновский И.Б. Управленческая деятельность учителя // Педагогика. – – 2. – С. 48– Галеева Н.Л. «А кто здесь занимается фердипюксом?..» (творчество учителя как способ реализации его управленческих функций). «Начальная школа плюс до и после» 6, Галеева Н.Л. «Результативность личностно- ориентированного образовательного процесса» (методическое пособие) // Завуч. – – 2. – С Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М., 2001
Благодарю за внимание. galeeva-n.uСoz.ru