Критерии оценивания ГИА по английскому языку в части С. Володина М.В., МОУ СОШ 9 Николаева А.В., МОУ СОШ 17
Содержание 1. Структура экзаменационной работы 2. Структура и содержание раздела «Задания по говорению» 3. Процедура проведения экзамена 4. Стратегии выполнения заданий раздела «Говорение» 5. Критерии оценивания раздела «Говорение»
Структура экзаменационной работы Экзаменационная работа состоит из 2 частей: письменной и устной. В работу включены задания с выбором ответа, задания открытого типа с кратким ответом, в том числе задания на установление соответствия, и задания открытого типа с развернутым ответом.
Структура экзаменационной работы Раздел работы Число заданий Тип заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла данного раздела от максимального первичного балла за всю работу Время выполнения работы 1. Раздел 1 (задания по аудированию) 5ВО, КО918%20 мин. 2. Раздел 2 (задания по чтению) 5ВО, КО918%20 мин. 3. Раздел 3 (задания по грамматике и лексике) 12КО1224%20 мин. 4. Раздел 4 (задание по письму) 1РО816%30 мин. 5. Раздел 5 (задания по говорению) 2РО1224% Подготовка - 10 мин. Ответ - 6 мин. Итого: %
Структура и содержание раздела «Задания по говорению» Задание Тип задания Проверяемые умения (основные блоки) Время выполнения С2 уровень 1 Высказывание по теме Умение высказаться по теме в форме монолога в контексте коммуникативной задачи и в заданном объеме; логично построить свое высказывание, запрашивать необходимую информацию; аргументировать свою точку зрения; делать выводы; соблюдать правила организации устного текста; продемонстрировать владение разнообразными грамматическими структурами и хорошим словарным запасом в соответствии с поставленной задачей. 3 минуты
Структура и содержание раздела «Задания по говорению» Задание Тип задания Проверяемые умения(основные блоки)Время выполнения С3 уровень 2 Диалог-расспрос Умение начать, поддержать и закончить беседу, задавать интересующие вопросы, принимать решение; предлагать варианты к обсуждению; выражать свою аргументированную точку зрения и отношение к обсуждаемому вопросу; употреблять языковые средства оформления устного высказывания точно и правильно и т. д. 3 минуты
Приблизительная тематика заданий раздела « Задания по говорению». Социально-бытовая сфера общения: общение в семье и школе; межличностные отношения с друзьями и сверстниками. Социально-культурная сфера: досуг и увлечения молодёжи; страны изучаемого языка; родная страна; выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру; природа и проблемы экологии; здоровый образ жизни. Учебно-трудовая сфера: проблема выбора профессии и роль иностранного языка.
Процедура проведения экзамена :00 (10 мин) - рассадка учащихся (20 мин) - инструктаж учащихся, раздача КИМов (90 мин) - выполнение письменной части (15 мин) - перерыв (5 мин) - инструктаж по проведению устной части экзамена (120 мин) - выполнение устной части экзамена (2 часа) при наличии 16 человек экзаменующихся и двух аудиторий для устного ответа
Подготовка к устной части экзамена Задание С2 Student Card Task 1 Give a talk about computer. Remember to say: why computer is important in modern society; what you use computer for; when you have free time, what you prefer – computer or TV? Why? You have to talk for 1,5–2 minutes. The examiner will listen until you have finished. Then she/he will ask you some questions.
Подготовка к устной части экзамена Задание С3-2 Student Card Task 2 (2–3 minutes) You want to find a summer job. Your parents allow you to work only in the morning or daytime. There are two vacancies for teenagers at the international hotel. The hotel needs an English-speaking assistant on the reception and a junior babysitter. Ask the hotel manager about the assistants responsibilities; the junior babysitters responsibilities; the working hours. You begin the conversation. The examiner will play the part of the hotel manager. Remember to: be active and polite; ask questions and find out all the information you need; decide which job you are going to apply for.
СТРАТЕГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ РАЗДЕЛА «ГОВОРЕНИЕ» Тематическое монологическое высказывание: внимательно читать текст задания, обращая особое внимание на выделяемые элементы содержания и ограничители (пункты плана) и объем монолога (время); раскрывать содержание всех пунктов; строить высказывание в соответствии с данным планом; при планировании монологического высказывания сначала продумать ключевые фразы каждого пункта; начинать с общего представления темы; давать развернутую аргументацию, если в пункте есть «Why»; стараться не давать избыточную информацию, которая не обозначена в пунктах.
СТРАТЕГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ РАЗДЕЛА «ГОВОРЕНИЕ» Диалог-расспрос: внимательно читать текст задания, обращая особое внимание на выделяемые элементы содержания, ограничители (пункты плана) и объем диалога (время); задавать нужные вопросы; не бояться попросить объяснения, если непонятны какие-либо слова; выслушать все ответы и пояснения собеседника; принять и озвучить решение в соответствии с условиями, изложенными в задании; использовать разговорные формулы и клише; использовать лексику и грамматику, соответствующие коммуникативной задаче и сложности задания.
Проведение устного экзамена Проведение устной части экзамена происходит в следующей аудитории. Обязательным компонентом устного экзаменационного теста является вступительная беседа (разминка) между экзаменуемым и экзаменатором-собеседником с целью установления необходимого контакта. Эта часть не оценивается; ее продолжительность – около 1 минуты. Затем ученик отвечает. В каждой аудитории для устного ответа на столе перед участником ГИА должны лежать карточки заданий С2, С3. Во время ответа участник ГИА может воспользоваться карточкой. Экзаменатор-собеседник ведет экзамен в соответствии с карточкой экзаменатора, где расписаны вопросы, которые должен задать экзаменатор.
Карточка экзаменатора к заданию С2 INTERLOCUTOR CARD 1) Whats your favourite season? Why do you like it? Task 1 (2,5–3 min) Let the student talk for 1,5–2 minutes. Ask only those questions which the student has not covered while giving his/her talk. 1) Why is computer important in modern society? 2) What do you use computer for? 3) When you have free time, what do you prefer – computer or TV? Why? All these topics must be covered. Finally, you must ask each student the following question: Why do some parents think that computer is dangerous? SKILLS TO BE TESTED The student is expected to demonstrate her/his ability to: speak at length elaborating on the topic; produce coherent ideas; give reasons; use accurate grammar structures and a good range of vocabulary
Карточка экзаменатора-собеседника C3. INTERLOCUTER CARD Карточка экзаменатора-собеседника C3. INTERLOCUTER CARD Task 2 (2–3 minutes) You are a hotel manager. There are two vacancies for teenagers at the hotel: an English speaking assistant on the reception and an English-speaking junior babysitter. After the students greetings say: Hello! What can I do for you? Youve got the following information about the part-time job for teenagers: 1. Working responsibilities of the assistant at the reception – to receive telephone calls and to answer guests questions. 2. Working responsibilities of the junior babysitter – to play with children and to draw pictures to the children. 3. Working hours. To finish the conversation say, «Well, which job would you prefer? Can you can come for the job interview tomorrow at 10 am?» SKILLS TO BE TESTED The student is expected to demonstrate her/his ability to: elicit the needed information by asking questions; maintain and conclude the conversations; be active and polite; make a decision.
Оценивание в аудитории. В каждой аудитории для устного ответа присутствуют четыре специалиста: экзаменатор-собеседник, технический специалист и два экзаменатора-эксперта. Оценивание устного ответа осуществляется непосредственно во время ответа участника ГИА независимо каждым из двух экзаменаторов-экспертов. Цифровая аудиозапись устного ответа осуществляется в обязательном порядке. В случае значительного расхождения оценок ответ оценивается третьим экспертом.
Оценивание в аудитории Для успешного оценивания устных ответов учащихся эксперт знакомится с карточкой экзаменуемого для заданий С2, С3 (монолог, диалог); карточкой экзаменатора-собеседника для заданий С2, С3; критериями оценивания задания и дополнительной схемой оценивания конкретного задания.
критерии и параметры оценивания Существуют четыре критерия, а именно: содержание (максимальный балл - 2), взаимодействие с собеседником (максимальный балл – 1), лексико-грамматическое оформление речи (максимальный балл – 2), произносительная сторона речи (максимальный балл – 1).
Критерии оценивания раздела «Говорение» Для оценивания коммуникативных заданий раздела «Говорение» применяется сочетание двух рейтинговых шкал в системе, специально разработанной для измерения различных сторон коммуникативной компетенции учащихся. Система предусматривает словесное описание критериев оценивания развернутого ответа и цифровую характеристику нормативов оценки по каждому критерию. Каждый критерий в зависимости от его значимости оценивается рейтинговой шкалой различной длины: 2–0 или 1–0. Особенностью оценивания заданий С2-С3 является то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Содержание» все задание оценивается в 0 баллов.
Критерии оценивания Решение коммуникативной задачи (содержание) К5(С2) К5(С3) Задание полностью выполнено: цель общения достигнута, тема раскрыта в заданном объеме (все перечисленные в задании аспекты были раскрыты в высказывании). Социокультурные знания использованы в соответствии с ситуацией общения. (2 балла) Задание выполнено частично: цель общения достигнута, но тема раскрыта не в полном объеме. Социокультурные знания в основном использованы в соответствии с ситуацией общения. (1 балл) Задание не выполнено: цель общения не достигнута. (0 баллов)
Критерии оценивания Взаимодействие с собеседником К6(С2) K6 (C3) Учащийся демонстрирует хорошие навыки и умения речевого взаимодействия с партнером: умеет начать, поддержать и закончить беседу; соблюдает очередность при обмене репликами. (1 балл) Учащийся демонстрирует плохо сформированные навыки и умения речевого взаимодействия с партнером: имеет большие проблемы в понимании собеседника; не умеет поддержать беседу; затрудняется запрашивать информацию; не соблюдает очередность реплик. (0 баллов)
Критерии оценивания Лексико-грамматическое оформление речи К7(С2) K7 (C3) Используемый лексико-грамматический материал соответствует поставленной коммуникативной задаче. Учащийся демонстрирует большой словарный запас и владение разнообразными грамматическими структурами. Допущены отдельные ошибки, которые не затрудняют понимание. (2 балла) Используемый лексико-грамматический материал в целом соответствует поставленной коммуникативной задаче. Но учащийся делает многочисленные языковые ошибки или допускает языковые ошибки, затрудняющие понимание. (1 балл) Используемый лексико-грамматический материал не позволяет выполнить поставленную коммуникативную задачу. (0 баллов)
Критерии оценивания Произносительная сторона речи К8 (C2)K8(C3) Речь понятна: не допускаются фонематические ошибки; практически все звуки в потоке речи произносятся правильно; соблюдается правильный интонационный рисунок. (1 балл) Речь плохо воспринимается на слух из-за большого количества фонематических ошибок и неправильного произнесения многих звуков. (0 баллов)
Критерии оценивания Под критерием «содержание» в рамках задания С2 (монологическое тематическое высказывание) понимается: полное и точное самостоятельное раскрытие содержания в соответствии с ситуацией общения, указанной в коммуникативном задании; логичность и связность высказывания; умение аргументировать. Под критерием «взаимодействие с собеседником» в рамках задания С2 (монологическое тематическое высказывание) понимается: умение понимать вопросы экзаменатора; умение переспросить в случае непонимания вопроса; умение полно, логично и точно отвечать на вопрос экзаменатора.
Критерии оценивания Под критерием «содержание и полнота выполнения задания» в рамках задания С3 (диалог-расспрос) понимается: достижение цели общения (принятие решения с учетом условия, указанного в коммуникативном задании, и его озвучивание); соответствие высказывания ситуации общения, указанной в коммуникативном задании, и полнота раскрытия; связность реплик, которая обеспечивается правильным использованием языковых средств передачи логической связи между отдельными частями диалогического текста (вводные слова, разговорные клише, союзы и т. п.); соблюдение норм вежливости; объем, то есть соответствие высказывания заданному объему.
Критерии оценивания Под критерием «взаимодействие с собеседником» в рамках задания С3 (диалог-расспрос) понимается: умение учащегося инициировать, поддерживать и заканчивать беседу; умение восстанавливать ее в случае сбоя; соблюдение очередности реплик.
Критерии оценивания При оценивании лексико-грамматической стороны речи учитывается: соответствие использованных лексических единиц и грамматических структур поставленной коммуникативной задаче; правильность использования лексических словосочетаний и грамматических структур; разнообразие используемой лексики и грамматических средств; сложность используемых грамматических структур. При оценивании правильности произносительной стороны речи учитывается: соблюдение норм произношения иностранного языка: звуки в потоке речи; соблюдение ударения, норм интонационного оформления речи, ритма.
Пример тематического монологического высказывания, выполненного учащимся (приводится без изменений) и оцененного в 6 баллов. Well, two years ago I changed school because my family had moved. It wasnt easy for me to get used to a new school and new teachers. But now I attend school with pleasure because its interesting to study there. My favourite subjects are Information Technology and Physical Education. IT and PE, for short. I really enjoy computers. Its so interesting. Computers give the opportunity to find necessary information quickly, communicate with friends and …enjoy playing computer games. Im already quite good at computers and I want to be an IT specialist. Thats why IT lessons are useful for me. In the lessons we are taught to write different programmes, use the Internet and make presentations. To my mind, I think, Ill need all these skills in future. My second favourite lesson is PE because Im keen on sport. Ive been in different sports but table tennis is the best for me. Unfortunately, we dont play table tennis in PE lessons but we play football and pioneerball, run, skip and jump. In winter and spring we went swimming in the nearest swimming pool. I like sport and want to be healthy. Hm-hm, I dont miss PE lessons. So there are many interesting subjects at school. But IT and PE are the best. Дополнительный вопрос: What else besides your favourite subject do you like in your school? Why? Ответ: Well, I like my school because I have a lot of friends there. We have good time together during the breaks and after lessons. We often play football in the gym after the lessons.
Пример диалога-расспроса, выполненного учащимся (приводится без изменений) и оцененного в 6 баллов Student: Good morning! Interlocutor: Morning! What can I do for you? Student: …Eh… I would like a part-time job at the hotel. I know that you have vacancies for teenagers. Have you got any job for teenagers? Interlocutor: Yes, weve got two vacancies for teenagers: an assistant at the reception and a junior babysitter. Student: I see. And what are the assistants responsibilities? Interlocutor: Well, the assistant at the reception receives telephone calls and answers the guests questions. Student: What are the working hours of the assistant? Interlocutor: The assistant works from 6pm to 10pm. Student: Not very good. And what about junior babysitter? What are his responsibilities and working hours? Interlocutor: The babysitter plays with children and draws pictures to them. The babysitter works: from 10 am to 2 pm. Student: Hm … Well, I can work only in the morning and afternoon. So let it be junior babysitter. Interlocutor: Very good. Can you come for the job interview tomorrow at 10 am? Student: Yes, I can. Thanks. Good bye! Interlocutor: Bye-bye!
Инструкция для учащихся по устной части ГИА (в новой форме) по иностранным языкам 1. Проведение устной части ГИА (в новой форме) по иностранным языкам требует строгого следования инструкциям в целях достижения максимальной объективности оценивания. Ваше перемещение во время устной части экзамена будет проходить согласно установленному расписанию через следующие помещения: аудитория для ожидания (в которой мы находимся), аудитория для подготовки к ответу на устной части экзамена, аудитория, в которой проходит собеседование с экзаменатором. 2. Организатор, обеспечивающий перемещение участников ГИА во время экзамена, пригласит вас из аудитории для ожидания в аудиторию для подготовки, где у Вас будет не менее 10 минут на выполнение следующих действий: 1) сесть за парту, где вы можете ознакомиться с заданиями по устной части экзамена; 2) прочесть и понять содержание двух заданий; 3) при необходимости сделать записи для ответа на чистом листе бумаги (записи можно делать на любом языке, они не оцениваются, но рекомендуется делать заметки на иностранном языке). 3. Использовать словари или какие-либо другие справочные материалы НЕ разрешается. 4. По истечении отведенного на подготовку времени вас пригласят в аудиторию для устного ответа. С собой вы берете только лист со своими записями. 5. а) В аудитории для устного ответа находится экзаменатор. Он проводит с вами собеседование, выполняя роль партнера по общению. Все ваши ответы будут записываться в цифровом формате и проверяться независимо двумя экспертами по специально разработанным критериям. б) В аудитории для устного ответа находятся три экзаменатора. Один из них проводит с Вами собеседование, выполняя роль партнера по общению, два других экзаменатора не участвуют в беседе, они только оценивают ваши ответы по специально разработанным критериям. 6. Перед началом выполнения заданий вам будет предложено несколько вводных вопросов, ответы на которые не оцениваются (в течение 1–2 мин.). 7. На каждое задание отводится определенное время. Обращайте внимание на время, указанное в каждом задании. Предполагаемое время устного ответа не более 6 минут. 8. Ваше общение с экзаменатором-собеседником ограничивается только экзаменационными заданиями. 9. По окончании экзамена вы должны покинуть этаж/ППЭ. НЕ разрешается заходить в аудитории для ожидания и подготовки, общаться с участниками ГИА, не сдавшими экзамен. Хождение по этажу/ППЭ запрещено.
Библиография 1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. – М.: АСТ Астрель, Кодификатор элементов содержания требований к уровню подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений для проведения государственной (итоговой) аттестации 2011 года (в новой форме) по английскому языку. 3. Спецификация экзаменационной работы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2011 года (в новой форме) по иностранному языку. 4. Рекомендации по проведению в 2011 году УСТНОЙ ЧАСТИ государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по иностранным языкам выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. 5. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Турбанева Н.Н. Пособие по подготовке экспертов по английскому языку. Раздел «Говорение». – М.: МИОО, www. fipi.org