Откуда есть пошла грамота на Руси
Аз и буки – основа науки 24 мая - день славянской письменности и культуры, день памяти первоучителей славянских народов – святых Кирилла и Мефодия
Братья родились в македонском городе Фессалоники (Солунь), расположенном на территории провинции, входившей в состав Византийской Империи. Мефодий был старшим из семи братьев, Константин – младшим. Родились братья в семье военачальника, мать – гречанка, постаралась дать им разностороннее образование.
Мефодий – монашеское имя, мирское до нас не дошло. Как и отец, он выбрал путь военного и отправился на службу в одну из подчинённых Византийской империи славянских княжеств и изучал там славянские языки. После 10-летней службы Мефодий принял монашество в одном из монастырей на горе Олимп в Малой Азии.
Константин (в монашестве Кирилл) родился в 827 г., примерно на 7-10 лет позже Мефодия. Поражал своими способностями ещё будучи ребёнком. Сам без помощи взрослых овладел латынью и с юных лет участвовал в научных диспутах, поражая своим умом и знаниями маститых учёных.
«Он успевал в науках больше всех учеников благодаря памяти и высокому умению, так что все дивились».
В 14 лет родители послали его в Константинополь. Он обучался вместе с будущим византийским императором Михаилом, в том числе у будущего патриарха Фотия. За свой ум и выдающиеся познания получил прозвание «Философа». Здесь, как говорится в «Житии Константина Философа», в короткий срок он изучил грамматику и геометрию, диалектику и арифметику, астрономию и музыку, а также «Гомера и все прочие эллинские художества». Кирилл хорошо владел славянским, греческим, еврейским, латинским, арабским языками.
По окончании обучения, отказавшись от предложенной ему высокой административной должности, принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме св. Софии в Константинополе. Стал учителем философии в высшей Константинопольской школе.
В 851 г. был включён в византийское посольство в арабские страны. В Сирии победил на диспуте убелённых старцев в знании арабского языка, поэзии и священного Корана. В те времена победа интеллекта в диспутах приравнивалась к воинской славе, и в честь победителя освобождали из плена его соотечественников.
Возвратившись в Византию, Кирилл отправился искать покоя. На побережье Мраморного моря, на горе Олимп после долгих лет разлуки братья встретились в монастыре, где Мефодий скрывался от мирской суеты. Сошлись, чтобы открыть новую страницу истории.
В 860 г. император и патриарх отправили Константина и Мефодия с миссией в Хазарию, чтобы убедить хазарского кагана принять христианство. Хазария - государство, существовавшее в вв. на Северном Кавказе, в междуречье Волги и Дона. В 660- х гг. хазары в союзе с северо-кавказскими аланами разгромили Великую Болгарию и образовали каганат. Под властью верховного правителя – кагана находилось множество племён, а сам титул приравнивался к императорскому.
Хазарский каганат был влиятельной силой в Европе, и поэтому о нём сохранилось немало письменных свидетельств в арабской, персидской и византийской литературе. Хазары упоминаются и в русских летописях.
В 737 г. арабский полководец взял столицу Хазарии – Семендер, а каган, спасая свою жизнь, дал клятву принять ислам, однако не сдержал слово. Как гласит хазарская легенда, после того, как в Хазарию из Хорезма и Византии прибыли еврейские купцы, некий хазарский князь Булан принял иудаизм.
Хазарский каганат был окончательно разгромлен в 964 – 965 гг. киевским князем Святославом. Остатки хазарских племён обосновались в Крыму, где впоследствии смешались с местным населением.
По дороге в Хазарию во время короткого пребывания в Корсуни (Крым) они обрели мощи св. Климента, папы Римского. Здесь же Константин нашёл Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими письменами».
По возвращении Константин остался в Константинополе, а Мефодий в 60-х гг., отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря.
В 862 г. в Константинополь прибыли послы из Моравии. По просьбе моравского князя Ростислава и приказанию императора Михаила Кирилл и Мефодий отправились в столицу Моравии Велеград, чтобы рассказать населению о христианстве.
Великоморавская держава – колыбель древнейшей славянской культуры. «Был един народ славянский: славяне, сидевшие по Дунаю, которых покорили угры (венгры), и моравы, и чехи, и ляхи, и поляне…. Им, морава, впервые переложены книги грамотой, прозванной славянской, Эта же грамота и на Руси, и в Болгарии Дунайской». Повесть временных лет
«Просвещение народа без письмен его языка, подобно попыткам писать на воде».
Константин начал работу над переводом текстов Священного Писания на славянский язык. В 863 г. с помощью брата и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевёл на славянский язык «Служебные книги»: Евангелие, Апостол, Псалтирь.
Первыми словами, написанными при помощи славянской азбуки, были начальные строки Евангелия: «Вначале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог».
О происхождении кириллицы существует ряд гипотез. Большинство учёных считают, что Кирилл создал глаголицу, а кириллица была составлена в Восточной Болгарии в конце 9 века, в Преславе для приближения славянского письма
В этом же году братья отправились в Моравию с проповедью христианства. За проповедь Священного писания на славянском языке, а не на еврейском, греческом или латинском, они были обвинены немецкими епископами в три язычной ереси и вызваны в Рим. Папа римский Адриан утвердил богослужение на славянском языке, а переведённые книги приказал положить в римских церквях.
Длительное и долгое путешествие в Рим, напряжённая борьба с врагами славянской письменности подорвала здоровье Константина. Он тяжело заболел, принял постриг под именем Кирилла и через 50 дней скончался.
«Вот, брат, были мы парой в одной упряжке и пахали одну борозду, и я на поле падаю, окончив день свой». Это последние слова Кирилла, которые он прошептал брату, взяв с него клятву продолжать просвещение славян. Кирилл похоронен в церкви св. Климента в Риме.
После кончины Кирилла Мефодий, рукоположенный в архиепископы Моравии и Паннонии, был послан в Паннонию. Там вместе с учениками он продолжал распространение христианства, письменности и книг на славянском языке. Немецкие епископы, проповедавшие на этих землях, добились ареста, а затем и суда, ссылки и заточения Мефодия.
На Мефодия обрушились нескончаемые невзгоды, его всю зиму держали в тюрьме. Его водили босиком по морозу, били палками, морили голодом, от него требовали только одного – отречься. «Откажись от славянских книг, и мы отпустим тебя…, а будешь сопротивляться, мы ослепим тебя».
Народ Моравии, возмущённый произволом немецких священников, восстал, и по приказанию папы Римского Иоанна он был освобождён и восстановлен в правах архиепископа. Последние годы жизни он провёл в столице Моравии – Велеграде, там продолжал переводить Священные книги, написал книгу «Житие Константина Философа». Скончался и похоронен в соборной церкви Велеграда, точное местоположение этого города науке неизвестно.
Уничтожить дело православных просветителей не удалось. Огонь, зажжённый ими, не погас. Их азбука начала своё шествие по странам. Из Болгарии кириллица попала в Киевскую Русь.
Вот что написал летописец, когда впервые в церкви прошло богослужение на славянском языке: «То было чудное мгновенье! Глухие стали слышать, а немые говорить, ибо до того времени славяне были как бы глухи и немы».
В этом году г. Саратов станет столицей празднования Дня славянской письменности. С 2010 г. центром торжеств неизменно останется Москва, Саратов будет последней провинциальной российской столицей этого Дня.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ Тема работы: Откуда есть пошла грамота на Руси Руководитель проекта: Попова Елена Николаевна Должность: методист Район: Балашовский Город: Балашов Управление образования администрации Балашовского муниципального район Начальник: Шехматова Нина Николаевна Почтовый адрес: ул. 30 лет Победы, д