ЕГЭ-2015 Устная часть Колесников Д.П. эксперт Федеральной предметной комиссии ЕГЭ по иностранным языкам, тьютор Устной части ЕГЭ-2015 по Республике Татарстан
Концепция представлена в статье Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н., Соловова Е.Н. Новая модель устной части ЕГЭ по иностранным языкам «Иностранные языки в школе», 2013, 9, с М.В. Вербицкая-2014
Научно-методические вопросы Формат заданий Уровень сложности заданий Спонтанная речь / время на подготовку Критерии оценивания М.В. Вербицкая-2014
Устная часть ЕГЭ 2015 г. Задание 1 базового уровня – 4 чтение фрагмента информационного или научно-популярного, стилистически нейтрального текста; предлагаемая коммуникативная ситуация делает его аутентичным и коммуникативным внятное выразительное чтение, которое легко, без сбоев коммуникации воспринимается со слуха М.В. Вербицкая-2014
Фонетическая сторона речи Сегментный уровень – произношение звуков, словесное ударение Сверхсегментный уровень (интонация): паузация (деление на синтагмы) фразовое ударение тон и его движение М.В. Вербицкая-2014
Задание 1 – прочитать текст вслух
Критерии оценивания задания 1 – чтение текста вслух (холистическое оценивание) М.В. Вербицкая-2014
Задание 1: Типичные ошибки учащихся неправильно произносят звуки [θ] [ŋ] [h] [3:]; не умеют читать слова, в которых буквы пишутся, но не читаются: muscles, castle; не правильно произносят ряд звуков, которые меняют смысл слов heat-hid, food-foot; не редуцируют безударные слоги; не умеют делить простые и сложные предложения на смысловые синтагмы; не умеют читать синтагмы с перечислением; плохо произносят предложения с низким нисходящим тоном.
Устная часть ЕГЭ 2015 г. Задание 2 базового уровня – 9 условный диалог-расспрос с вербальной и визуальной опорой предлагаемая коммуникативная ситуация делает его аутентичным и коммуникативным 5 прямых вопросов по указанным пунктам М.В. Вербицкая-2014
Устная часть ЕГЭ 2015 г. Задание 2 – задать 5 прямых вопросов 10 М.В. Вербицкая-2014
Критерии оценивания задания 2 – условный диалог-расспрос (холистическое оценивание) М.В. Вербицкая-2014
Задание 2: Типичные ошибки учащихся описывают картинку или составляют монолог, вместо уточняющих вопросов; запрашивают не ту информацию, которая требуется; используют вопросы «Как насчет…» либо утвердительные предложения «Расскажите о…»; не соблюдают грамматические правила при построении прямых вопросов.
Устная часть ЕГЭ 2015 г. Задание 3 базового уровня – 13 монологическое тематическое высказывание с опорой на вербальную ситуацию и визуальную информацию (одну, выбранную из трёх предложенных, фотографию) коммуникативная ситуация включается в коммуникативную задачу (почему ты решил показать это фото другу) описание фото М.В. Вербицкая-2014
Устная часть ЕГЭ 2015 г. Задание 3 базового уровня – описание фото 14 оценивается аналитически по трём критериям: решение коммуникативной задачи/содержание (макс. – 3 балла) организация устного высказывания (макс. – 2 балла) языковое оформление высказывания (макс. –2 балла) 7 баллов максимум М.В. Вербицкая-2014
Критерии оценивания заданий 3-4 Решение коммуникативной задачи 3 балла Коммуникативная задача выполнена полностью: содержание полно, точно и развернуто отражает все аспекты, указанные в задании (в среднем не менее 3-х фраз по каждому пункту плана) 1 балл Комм. задача выполнена не полностью: 2 аспекта не раскрыты (остальные раскрыты полно), ИЛИ все аспекты раскрыты неполно (в среднем менее 2-х фраз по каждому пункту плана) 2 балла Комм. задача выполнена частично: 1 аспект не раскрыт (остальные раскрыты полно), ИЛИ 1-2 раскрыты неполно (в среднем не менее 2-х фраз по каждому пункту плана) 0 баллов Коммуникативная задача выполнена менее, чем на 50%: 3 и более аспектов содержания не раскрыты М.В. Вербицкая-2014
Устная часть ЕГЭ 2015 г. Задание 3 – описать фото 16 М.В. Вербицкая-2014
Задание 3 – описать фото Доп. схема оценивания 17 М.В. Вербицкая Решение коммуникативной задачи (Содержание) Аспект 1. Ответ на вопрос, когда было сделано фото, дан Аспект 2. Ответ на вопрос, кто/что изображено на фото, дан Аспект 3. Ответ на вопрос, что происходит на фото, дан Аспект 4. Ответ на вопрос, почему автор сделал это фото, дан Аспект 5. Ответ на вопрос, почему автор решил показать это фото другу, дан ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 3) 2. Организация Наличие вступления и заключения, завершенность высказывания Логичность и использование средств логической связи ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 2) 3. ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ (максимальный балл – 2)
Задание 3: Типичные ошибки учащихся описывают 3 картинки вместо одной; не формулируют вступительную и заключительную фразу; неправильно интерпретируют содержание картинки; не высказывают свое мнение о сюжете картинки; не используют разговорные клише при описании картинки; допускают фонетические и лексико- грамматические ошибки в ответе
Устная часть ЕГЭ 2015 г. Задание 4 – сравнить 2 фото 19 М.В. Вербицкая-2014
Задание 4 – сравнить фото Доп. схема оценивания 20 М.В. Вербицкая Решение коммуникативной задачи (Содержание) Аспект 1. Краткое описание фотографий (что происходит на фото и где) дано Аспект 2. Ответ на вопрос о сходстве фотографий дан Аспект 3. Ответ на вопрос о различиях дан Аспект 4. Ответ на вопрос о предпочтениях экзаменуемого дан Аспект 5. Обоснование своих предпочтений дано ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 3) 2. Организация Наличие вступления и заключения, завершенность высказывания Логичность и использование средств логической связи ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 2) 3. ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ (максимальный балл – 2)
Задание 4: Типичные ошибки учащихся не сравнивают, а просто описывают сюжет двух картинок; не выделяют общие и отличительные характеристики картинок; не выражают свое отношение к картинкам; не формулируют вступительную и заключительную фразы; не используют разговорные клише при сравнивании картинок; допускают фонетические и лексико- грамматические ошибки в ответе
Благодарю за внимание!