Занятие с преподавателями- организаторами курса ОБЖ и БЖД учебных заведений ОТДЕЛ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ И ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Вопрос 1 Особенности организации и методика проведения занятий по ОБЖ учебном году
Основные задачи и направления преподавания ОБЖ «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Постановление Правительства РФ 547 от г. «Организационные указания по обучению населения РФ в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций» Примерные программы обучения населения в области ГО и защиты от ЧС Учебные программы по ОБЖ и БЖД для образовательных учреждений Нормативно-методическая база ОБЖ реализует: Конституция РФ ФЗ « Об образовании» от 10 июля 1992 года с изм.2010 года ФЗ «О пожарной безопасности» ФЗ «О борьбе с терроризмом» ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и др… Учебники и учебные пособия по вопросам защиты в ЧС Федеральный закон 68-ФЗ от г. "О защ Ежегодно в рамках системы обучаются в области защиты от ЧС около 40 тыс. руководящего состава различного уровня, более 38 млн. работающего населения и свыше 15 млн. студентов и школьников
Различают следующие документы планирования учебно-воспитательного процесса по курсу ОБЖ: - план мероприятий школы по курсу ОБЖ на учебный год; - план-график распределения учебного материала по курсу ОБЖ на учебный год; - тематический поурочный план на четверть; - план урока ОБЖ.
Подготовка и обучение Первый уровень 1 – 4 классы Безопасность школьника Второй уровень 5 – 9 классы Безопасность личности Третий уровень 10 – 11 классы Безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства
1-4 классы – 17 часов в год (не менее 0,5 ч в неделю) 5, 6, 7, 9 классы – 34 часа в год (не менее 1 часа в неделю) 8 класс 1 час в неделю 10 класс 1 час в неделю 11 класс – 34 часа в год не менее 1 часа в неделю
Общими задачами выступают: - вооружение учащихся психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению; - развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей, и преодолении их трудностей; - повышение уровня своих знаний и навыков в обеспеченнии безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями; - формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни; - формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий, оказания само- и взаимопомощи; - совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности; формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.
Подход учащихся к изучению курса ОБЖ дает возможность: 1. Сформировать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. 2. Обеспечить привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них. 3. Обеспечить привитие навыков в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в оказании само- и взаимопомощи в случаях проявления любых опасностей. 4. Приобрести знания, умения и навыки, физические и психологические качества личности, необходимые для ускорения адаптации к условиям среды обитания. 5. Быть внутренне готовым к наиболее потенциально опасным видам деятельности, в том числе к военной службе.
Нетрадиционных форм занятий при обучении ОБЖ в целях активизации познавательной деятельности учащихся - урок-конференция, - урок-соревнование, - урок в виде соревнования КВН, - урок-творчество, - урок-бенефис, - интегрированный урок (межпредметный), - урок-аукцион, - урок-экскурсия, - урок в виде игры «Что? Где? Когда?», - урок в виде игры «Поле чудес», - урок в виде игры «Суд идет», - урок - «презентация», - урок-«аквариум», - урок - деловая игра, - урок - самостоятельного поиска знаний; - проблемно обучающий зачет; - урок в виде соревнования «Умники и умницы», - урок - «Устами младенца...», - урок-лекция и т.д.
Для обеспеченния эффективности образовательного процесса по ОБЖ необходимо использовать: -все виды организации учебных занятий (в том числе, с использованием компьютерных технологий); - все виды учебной деятельности учащихся (включая игровую, практическую, проектную, исследовательскую, поисковую - в том числе, во внеурочное время); - оптимальные средства и методы оценки качества образовательного процесса (для текущего управления процессом) и уровня подготовленности выпускников (для оценки результата знаний, умений и навыков).
2 Вопрос Оборудование кабинета ОБЖ в школе
Стенд 1. Безопасность жизнедеятельности КЛАССНАЯ ДОСКА Стенд 2 « Выпускник школы должен знать» Стенд 3. «Выпускник школы должен уметь». Оформление на фронтальной стороне классной комнаты
КАБИНЕТ ОБЖ В ШКОЛЕ
Стенды по ОБЖ (для младших школьников)
Стенды по ОБЖ для старших классов
3 Вопрос Организация пожарной безопасности Организация пожарной безопасности в учебных заведениях
Ежегодно в России возникает большое количество пожаров, при которых погибают, получают травмы и увечья не только взрослые, но дети и подростки. Только в январе 2009 г пожара унесли жизни 1706 человек, в том числе 84 детей, еще 1297 получили травмы. Прямой ущерб млн рублей. К началу текущего учебного года в общеобразовательных учреждениях страны было вынесено свыше 44 тыс. предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Подготовка обучаемых общеобразовательных учреждений в области пожарной безопасности должна быть организована на всех ступенях общего образования, при этом целесообразно: - с обучающимися 1-4 классов проводить беседы по предупреждению пожаров в школе и дома, формировать навыки безопасного поведения при их возникновении; - с обучающимися 5-9 классов изучать требования норм и правил пожарной безопасности и формировать навыки безопасного поведения при возникновении пожаров в жилом секторе, в общественных зданиях (в т.ч. при возникновении паники) и на промышленных предприятиях, способов эвакуации из горящего здания, навыки использования первичных средств пожаротушения; обучать способам эвакуации из задымленных общественных зданий с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитных комплектов), другим способам эвакуации; - с обучающимися классов, кроме занятий в области пожарной безопасности, предусмотренных программой ОБЖ, организовать факультативные занятия.
НЕ МНОГО ИСТОРИИ
ТВОРЕЦ "РУССКОЙ ПРАВДЫ" КНЯЗЬ ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ.
Василий II Васильевич Тёмный Ивана III Государь и великий князь Иван III.
Иван IV Иван Грозным, великий московский князь...
Алексей Михайлович, второй царь из дома Романовых.
Петр I
Первая пожарная техника
30 апреля - День пожарной охраны России. В России пожарная охрана была создана 30 апреля 1649 г. В России пожарная охрана была создана 30 апреля 1649 г.
Федеральный закон РФ 1994 г. 69-ФЗ «О пожарной безопасности» » Закон Республики 2005 г. 243-з Приказ МЧС РФ 2003 г. 313 Башкортостан «О пожарной безопасности» « О введении новых правил ПБ» - 6 глав, 34 статей - 5 глав, 23 статей - определяют общие экономические, правовые и социальные основы обеспеченния ПБ как в РФ так и в РБ; - регулируют в области ПБ отношения между ОГВ, ОМСУ, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и иными юридическими лицами не зависимо от их организационно правовых форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ(РБ), иностранными гражданами, лицами без гражданства разделов, 779 статей - устанавливают требования ПБ, обязательные для применения и исполнения ОГВ, ОМСУ, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лица- ми без гражданства в целях за- щиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Современные требования нормативных правовых документов
Огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел С его помощью совершается много полезных дел
Огонь верно служит людям в повседневном быту и на производстве
Но иногда случается, что из верного друга огонь превращается в беспощадного недруга,уничтожающего все на своем пути
Основные понятия Пожар – неконтролируемое горение, причиняющие материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Требование пожарной безопасности – специальные условия соци- ального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечен 6 ния пожарной безопасности законодательством Россий- ской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащие выполнение требований пожарной безопасности. Противопожарный режим – правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров. Меры пожарной безопасности – действия по обеспеченнию пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, иму- щества, общества и государства от пожаров.
Характеристика пожаров Пожар как сложное природное и техногенное явление, характеризуется следующими основными признаками: 1. Неорганизованным процессом горения, который лежит в основе пожара. 2. Протеканием процесса горения в месте, для этого не предназначенным (не предусмотренным). 3. Нанесением государству и населению ущерба в результате уничтожения или повреждения материальных и культурных ценностей.
Различают следующие виды пожаров: Виды пожаров по внешним признакам горения признаки горения устанавливаются визуально возникают и развиваются внутри зданий устанавливаются осмотром помещений горение протекает в пустотах и внутри конструкций они считаются наиболее опасными и сложными при тушении Виды пожаров по месту возникновения Виды пожаров по времени начала тушения (по времени прибытия первых пожарных подразделений) запущенные незапущенные в зданиях и сооружениях на скрытых пло- щадях складов на горючих массивах (лес- ные, торфяные, степные), на хлебных полях Виды пожаров открытые скрытые внутренние одновременно наружные и внутренние всегда бывают открытыми наружные
Пожары Пожары техногенные Пожары природные Пожары бытовые В зависимости от вида горящих материалов и веществ пожары разделяются на четыре основных класса: А - горение твердых веществ; В - горение легковоспламеняющихся горючих жидкостей; С - горение газов; D - горение металлов.
Основные поражающие факторы пожара: - открытый огонь; - искры; - тепловое излучение; - дым; - пониженная концентрация кислорода; - токсичные продукты горения (синильная кислота, окись углерода, фосген, акрилонитрил); - падающие предметы и конструкции.
Всего с начала 2010 года произошло на территории Башкортостана 540 лесных пожаров, на общей площади га. За аналогичный период 2009 года произошло 114 природных пожаров на общей площади 1103 га.
ВИДЫ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ
ВСЕГО ПОЖАРОВ Погибло/пострадало Материальный ущерб (млн.руб.) Пожарная обстановка за восемь месяцев 2010 г в Республике Башкортостан /238 79,7
Пожары часто происходят по вине людей. Неловкое обращение с огнем – и возник пожар!
За 8 месяцев текущего года в личном жилом секторе РБ произошел 2277 пожар, в государственном жилом секторе Основные причины пожаров: неосторожное обращение с огнем; неосторожность при курении;
Причиной возникновения пожара могут стать электроприборы. Грозит пожаром оставленный без присмотра включенный утюг или плитка. Причины возникновения пожаров:
Классификация бытовых пожаров по плотности застройки: Отдельные пожары. (Городские пожары) горение в отдельно взятом здании при невысокой плотности застройки. (Плотность застройки процентное соотношение застроенных площадей к общей площади населённого пункта. Безопасной считает плотность застройки до 20 %.) Сплошные пожары вид городского пожара охватывающий значительную территорию при плотности застройки более %. Огненный шторм редкое, но грозное последствие пожара при плотности застройки более 30 %. Тление в завалах.