Об организации образования первоклассников в свете требований ФГОС НОО Письмо Министерства общего профессионального образования РФ от 25.09.2000. 2021/11-13.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Адаптационный период в 1 классе. Задачи адаптационного периода. Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации.
Advertisements

ПРИЁМ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЙ КЛАСС Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основной общеобразовательной школы 19» на учебный год.
Ваш ребенок- будущий первоклассник «Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности,
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ Постановление от 29 декабря 2010 г. N 189 Зарегистрировано в Минюсте РФ N
Порядок приёма в 1 класс МБОУ «Иланская средняя общеобразовательная школа 41» общеобразовательная школа 41»
Особенности организации образовательного процесса в первом классе.
Анализ санитарно- гигиенических требований к организации образовательного процесса младших школьников с точки зрения реализации ФГОС.
Формирование универсальных учебных действий. Адаптация учащихся 1- х классов. Родительское собрание.
Что важно знать родителям будущих первоклассников?
И.П. Егорова –заместитель директора по УВР высшей квалификационной категории * АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
Организация занятий первоклассников в адаптационный период в условиях ФГОС Яковлева М.А., начальник отдела общего образования.
Организация деятельности ОУ в рамках СанПиН Краснодар 18 августа 2011 г. 18 августа 2011 г. Департамент образования и науки Краснодарского.
Организация адаптационного периода в 1-х классах (методические рекомендации)
Начальная школа ГБОУ СОШ Я учусь не потому, что обязан, а потому, что без этого не могу.
ПРИЁМ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЙ КЛАСС ГБОУ СОШ с углублённым изучением иностранного (английского) языка 1297 на учебный год.
-учебные занятия проводятся только в первую смену; -5-дневная учебная неделя; -организация облегченного учебного дня в середине учебной недели; -проведение.
Ваш ребенок- будущий первоклассник «Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности,
Адаптация ребёнка к школе Трудности обучения первоклассников.
Что важно знать родителям будущих первоклассников?
Адаптация к учебному процессу. Адаптация первоклассников Адап- тация 1 а 25 чел. 1 б 23 чел. 1 в 22 чел. Всего 70 чел. Хорошая %16– 70%15- 68%50-
Транксрипт:

Об организации образования первоклассников в свете требований ФГОС НОО Письмо Министерства общего профессионального образования РФ от /11-13 ( Повтор: Методическое письмо МО РФ от г.) Министерство образования Российской Федерации направляет для использования в работе письмо "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы", подготовленное совместно с Научно- исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, Институтом возрастной физиологии и Центром начального образования Института общего среднего образования Российской академии образования. Первый заместитель министраА.Ф. КИСЕЛЕВ

Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни Способны осознавать свое положение в обществе сверстников и взрослых; способны управлять своим поведением; достаточно осведомлены о предметах окружающего мира; характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление, предпосылки для формирования логической формы мышления; речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5-7 тыс. слов); на высоком уровне развития находится зрительно-пространственное восприятие; развитая зрительно-моторная координация позволяет координировать свои движения; развита слух о моторная координация; способны к произвольному вниманию, но устойчивость не велика (10-12 минут, переключение на разные виды деятельности не более трех раз); способны точно выполнить инструкцию учителя, если она дана чётко и кратко, представлен алгоритм действий.

Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни 50-60% детей адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения; 30% - требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни (до конца первого полугодия); 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой "острой" адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Учитель строит свою деятельность с учётом степени и длительности адаптации шестилетних детей к школе. Он должен быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Если учитель не учитывает трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья.

Обучение первоклассников Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Учитывать индивидуальные особенности ребенка. Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно. Уровень развития функциональных систем и сформированности психических процессов детей (внимание, память, мышление, уровень произвольности), диктует необходимость предоставления детям разных по сложности учебных заданий и, что особенно важно, разную долю участия учителя в их выполнении. Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребенка (доброжелательность и терпеливость учителя). Требования к выполнению школьных норм поведения должны вводиться постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий. Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребенка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Особого внимания требуют дети с низким уровнем активности. Главная задача учителя - поощрять любое проявление инициативы.

Обучение первоклассников В первом классе следует специально учить детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы. Требуется терпеливая длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция, подробно объясняющая, что и как делать. При организации деятельности по решению учебной задачи необходимо учить детей планировать свои действия. Очень важно побуждать детей проговаривать вслух последовательность действий, осуществлять самостоятельно контроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления. Необходимо обратить внимание на структуру урока в первом классе. Она должна быть "дробной", т.е. включать несколько (желательно связанных темой) видов деятельности. Необходимо чередовать разные виды деятельности на уроке.

Игра – как способ формирования умения учиться Игра с правилами развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. На первом году обучения (особенно в первые недели учебы) игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке (дидактические), заполнять перемены и динамическую паузу (подвижные, настольно-печатные). Дидактические игры имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов - этических, сенсорных, практических и др. При использовании игры как метода обучения необходимо выполнять ряд условий: учебная задача должна совпадать с игровой; наличие учебной задачи не должно вытеснять игровую; необходимо сохранять игровую ситуацию; игра обязательно должна включать игровое правило (если..., то...) и игровое действие. Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика. Большие возможности для развития сюжетно-ролевых игр предоставляют уроки литературного чтения, математики, окружающего мира, искусства, в процессе которых дети могут разыгрывать различные роли реальных лиц или воображаемых героев. Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков, геометрическими формами, объектами природы и т.п. Раздаточный материал, который находится перед каждым ребенком, должен полностью совпадать с демонстрационным.

Организация обучения Помещения целесообразно располагать не выше второго этажа. Площадь учебного помещения обеспечивается из расчета 2,5 кв.м на одного учащегося. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Целесообразно располагать столы так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. Учебники и дидактические пособия для первоклассников рекомендуется хранить в школе. Предельно допустимая наполняемость класса 25 человек, оптимальная - 20 человек. Продолжительность учебного года для первоклассников - не более 30 недель, каникулярного времени в течение учебного года - не менее 37 дней. С целью профилактики переутомления организуются дополнительные каникулы в середине третьей четверти. Оптимальное чередование учебного и каникулярного времени в годовом календарном плане недель учебы сменяются недельными каникулами. Занятия первоклассников проводятся только в первую смену. Время их начала Запрещается проводить уроки во второй половине дня. Рекомендуемая продолжительность учебной недели - 5 дней. Объем недельной нагрузки не должен превышать 20 часов, дневная учебная нагрузка - не более четырех уроков. Продолжительность урока - 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая. Их рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока (за исключением уроков физкультуры, ритмики и т.п.).

Организация обучения Учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сентябре - октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Со второй четверти ежедневно проводится 4 урока. Продолжительность перемен между уроками - не менее 10 минут, большой перемены после второго урока - не менее 20 минут. В это время организуется завтрак в помещении школьной столовой или буфета. После третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут. При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее: Уроки, требующие большого умственного напряжения (русский язык, математика), рекомендуется проводить 1-ыми или 2-ыми. Уроки по искусству, окружающему миру, труду целесообразно проводить после динамической паузы (третий урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента (физкультура, ритмика и др.) - последними. Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматривает дополнительно разгрузочный день - четверг. В этот день отсутствуют уроки по математике, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки искусства и физкультуры. Недопустимо введение в первом классе дополнительных часов на факультативы, занятия с отстающими.

Контроль и оценка результатов обучения В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее апреля; в день можно провести не более одной контрольной работы. В первом классе четырехлетней начальной школы домашние задания не задаются. Обучающиеся первого класса четырехлетней начальной школы на второй год не оставляются.