«Все мы вышли из его шинели» (Ф. М. Достоевский )
Петербург Гоголя: пространство реального исторического Петербурга ОБРАЗ города в произведениях автора
«Нет ничего лучше Невского проспекта, восклицал Гоголь в одноименной повести, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица красавица нашей столицы!» Петербург Гоголя
Но внешняя парадность Невского не могла скрыть нищету, пошлость, продажность, трагическую безысходность маленьких людей, попавших в водоворот меркантильного города. Петербург Гоголя
Почти все герои петербургских повестей жили в той части города и в тех же домах, где некогда обитал Гоголь бедный департаментский чиновник. Петербург Гоголя
Гоголевский Петербург предстает в неожиданном ракурсе – недобрым, порочным, надменным, безучастным к судьбам маленьких людей.
Тусклые пейзажи Петербурга не могли радовать Гоголя, привыкшего к разнообразию малороссийской палитры: «Ни одной полосы света; ни в одном месте нигде не разрывалось серое крыша готова была потеряться покрывало. Тускло мелькала вывеска над вывеской, ещё тусклее над ними балкон, в дождевом тумане…» Город-призрак
Город-двойник самого себя «Аккуратный немец, больше всего любящий приличия», деловитый, суетливый, «иностранец своего отечества» неуловимый, манящий затаенной загадкой, город неожиданных встреч и таинственных приключений. Таким образом создается образ города гнетущей прозы и чарующей фантастики
«Все обман, всё мечта, всё не то, чем кажется…»
По убеждению Гоголя, современная жизнь настолько заблудилась на своих путях и сбилась куда-то в сторону, что всякая норма здесь должна восприниматься как странность и всякая странность и аномалия как норма. Вот почему Гоголь не считал нужным придерживаться канонов правдоподобия, изображая Петербург. Петербург Гоголя
Реальность, если в нее повнимательнее всмотреться, сплошь и рядом невероятна, она, по мысли Гоголя, полна фантастики. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массой наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях, и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде»