ТМ, ДП и ОК Лектор: Резников Станислав Сергеевич
Лекция 8
Т М Д П О К ТЕОРИЯ МЕХАНИЗМОВ ДЕТАЛИ ПРИБОРОВ ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ
Заклёпочные соединения
Достоинства заклёпочного соединения соединяют не свариваемые детали; не дают температурных деформаций; детали при разборке не разрушаются.
Недостатки заклёпочного соединения: детали ослаблены отверстиями; высокий шум и ударные нагрузки при изготовлении; повышенный расход материала.
ВИДЫ ЗАКЛЁПОК
При двух плоскостях среза (накладки с двух сторон): При одной плоскости среза диаметр заклёпки:
РАЗЪЁМНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Классификация резьбовых соединений по назначению… Классификация по видам профиля…
Резьбовые соединения имеют ряд существенных достоинств: высокая надёжность; удобство сборки-разборки; простота конструкции; дешевизна (вследствие стандартизации); технологичность; возможность регулировки силы сжатия.
Недостатки резьбовых соединений: концентрация напряжений во впадинах резьбы; низкая вибрационная стойкость (самоотвинчивание при вибрации).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРУЗКИ ПО ВИТКАМ РЕЗЬБЫ
Расчёт на прочность резьбовых соединений…
Штифтовые соединения
Соединения предназначены для точного взаимного фиксирования деталей, а также для передачи небольших нагрузок
Достоинства штифтовых соединений: простота конструкции; простота монтажа-демонтажа; точное центрирование деталей благодаря посадке с натягом; работа в роли предохранителя, особенно при креплении колёс к валу. Недостатком штифтовых соединений является ослабление соединяемых деталей отверстием.
Расчёт штифтовых соединений…
Шпоночные соединения
Шпоночные соединения: просты, надёжны; удобны в сборке-разборке; дёшевы. Шпонки, однако: ослабляют сечение валов и ступиц колёс; концентрируют напряжения в углах пазов; нарушают центрирование колеса на валу (для этого приходится применять две противоположные шпонки).
Виды шпонок… Расчёт шпоночных соединений…
Шлицевые соединения
ВИДЫ ШЛИЦОВ
В сравнении со шпонками шлицы: имеют большую несущую способность; лучше центрируют колесо на валу; усиливают сечение вала за счёт большего момента инерции ребристого сечения по сравнению с круглым; требуют специального оборудования для изготовления отверстий.
Трение в кинематических парах
Трение скольжения в поступательных парах Сила трения на поверхности соприкосновения двух звеньев направлена в сторону, противоположную скорости относительного движения и приближённо может быть определена по формуле Кулона
Трение скольжения во вращательных парах
Трение качения
Коэффициент полезного действия (кпд) машины Энергия, потребляемая машиной, расходуется на преодоление полезных и вредных сопротивлений. Полезные – это сопротивления, для преодоления которых машина предназначается. Вредные – это сопротивления, преодоление которых не даёт производственного эффекта.
Рассмотрим машину как совокупность n элементов, соединённых различным образом между собой.