Маленькие секреты большого урока (мастер-класс учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ19» г. Салавата Асылгужиной Г.Ф.) «Даймонд» как приём технологии развития критического мышления на уроке литературы
Что такое даймонд? При характеристике, сравнении двух противоположных понятий используется приём «Даймонд». Это небольшое стихотворение из семи строк. Важный момент в задании встреча, столкновение, соприкосновение двух противоположных явлений.
Английское (Diamond) от греческого «алмаз, бриллиант»
Правила написания даймонд Первая строка - одно слово, существительное. Седьмая - одно существительное - антоним. Вторая - два слова: прилагательное или причастие, относящиеся к существительному в первой строчке. Третья строка - три глагола, которые тоже относятся к первому существительному. Четвертая - два нераспространенных предложения противоположных по смыслу. В качестве подлежащих выступают слова из первой и последней строчки. Пятая и шестая строчки - зеркально повторяют вторую и третью, только относятся они уже к последнему существительному из седьмой строчки.
Примеры даймонд Любовь, Нахлынувшая, внезапная, Будоражит, волнует, окрыляет. Любовь в настоящем. Ненависть в прошлом. Разбивает, опустошает, низвергает Испепеляющая, убивающая Ненависть.
Цели использования приема «Даймонд» на уроке 1. Умение написать это короткое литературное произведение развивает речь детей, обогащает словарный запас. 2. Составление даймонд требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, то есть подготавливает их к краткому пересказу. 3. Автор даймонд должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказывать его по определённым правилам, таким образом учит формулировать идею(ключевую фразу). 4. Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
Можно написать даймонд самостоятельно на уроке или дома; индивидуально; в паре; в группе.
«Только осмысленное и прочувствованное чтение – совершенство». А. С. Пушкин
Смысл противопоставления Остапа и Андрия Использование приема «Даймонд» при создании характеристики героев повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
Прием «Сводная таблица» Общее и различное в сыновьях Бульбы Остап Андрий Внешний облик героев. Убеждения. Характеристика автора в годы учения. Судьба сыновей.
Смысл противопоставления Остапа и Андрия Остап, Мужественный, суровый, Сражается, защищает, погибает. Остап- герой, Андрий- отступник. Воюет, влюбляется, предает Красивый, страстный Андрий.
Смысл противопоставления Остапа и Андрия Остап, Бесстрашный, целеустремленный, Сражается, мучается, погибает. Остап-патриот, Андрий- предатель. Храбрится, влюбляется, предаёт Впечатлительный и слабый Андрий.
Итог мастер-класса - Что нового Вы узнали? - Чему научились? - Было ли Вам интересно?
Спасибо за внимание!
Ресурсы Интернета Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» Фестиваль педагогических идей Газета «Первое сентября» Учебная программа курса «Технологии компетентностно- ориентированного образования: «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» С.В.Столбунова. Лекция 1. «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» Е.В.Зачесова «Пример использования РКМЧП, текст «Морские черепахи» А.Ковальчукова «Нарисуйте счастье» И.Васюта, А.Махотина «Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы» Публикации С.Заир-Бека в газете «Первое сентября»: «Хайку по биологии, синквейны по физике», «Чтобы узнать – нарисуй!», «Пишите письма на уроке!», «Уроки с оглядкой»