Деятельность в социально- гуманитарной сфере и профессиональный выбор План уроков. 1. Общественные потребности и мир профессий. 2. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. 3. Мотивы выбора профессии. 4. Особенности профессий социально- гуманитарного профиля.
Избыточное образование Суть проблемы: 1. В общей численности безработных увеличивается число людей с высшим образованием. 2. Растет число выпускников вузов, работающих не по специальности, а на должностях, которые вообще не требуют высшего образования.
Чем вы руководствуетесь при выборе будущей профессии? наличие способностей; престижность профессии; материальная обеспеченность; привлекательность содержания образования; желание родителей; традиции семьи; интерес к данной профессии
Прокомментируйте следующий факт: Если производительность труда работника, правильно избравшего профессию и выполняющего работу с желанием, принять за 100%, то у человека работающего, но неправильно выбравшего профессию, она будет равняться 50%, а у работающего без желания, да к тому же еще и неправильно выбравшего профессию, - 30%.
Советы молодым людям, которые выбирают будущую профессию: 1. Необходимо убедиться в том, что при выборе профессии вы не ошиблись в оценке собственных способностей и потребностей. 2. Вы должны хорошо себе представлять, где ваши знания впоследствии вам пригодятся, где они будут востребованы. 3. Выбирая будущую профессию, вы должны хорошо знать, чем вам придется заниматься, т. е. представлять круг ваших обязанностей, плюсы и минусы будущей работы. 4. Соотнесите понравившуюся вам специальность с общественными потребностями общества.
Варианты деятельности человека Группа профессий Примеры Человек – природа Биологи, физики, геологи Человек – техника Инженеры, конструкторы, водители Человек – человек Учителя, психологи, журналисты Человек – знаковая система Филологи, программисты, статистики Человек – художественный образ Художники, актеры, поэты, музыканты
1. А. Я люблю командные виды спорта. Б. Я увлекаюсь разгадыванием кроссвордов. В. Я всегда готов дать совет, если другим он нужен. Г. Мне нравится говорить по телефону. Д. Я машинально рисую в своих записных книжках. Е. Мне нравится все вокруг.
2. А. Мне нравится работать руками. Б. Я всегда составляю список дел, которые нужно выполнить. В. Я бы предпочел работать на самого себя, чем на кого-то другого. Г. Мне доставляет удовольствие помогать людям. Д. Мне нравится напрягать свое воображение. Е. Я силен в естественных науках.
3. А. Я умею обращаться с инструментами. Б. Моя комната всегда находится в образцовом порядке. В. Я предпочел бы работать не в одиночку, а в коллективе. Г. Я не стесняюсь высказывать свое мнение. Д. Мне нравится идти в ногу с модой. Е. Я люблю читать энциклопедию подряд, страницу за страницей.
4. А. Я предпочитаю находиться на открытом воздухе, нежели в помещении. Б. Математика - это то, что я знаю лучше всего. В. Я предпочел бы участвовать в представлении, а не наблюдать за ним. Г. Когда мне нужно решить возникшую проблему, я прибегаю к чужому совету. Д. Я всегда принимаю решения самостоятельно. Е. Меня интересует природа.
5. А. Домашние животные доставляют мне массу удовольствия. Б. Мой почерк аккуратный и разборчивый. В. Я бы хотел сделать политическую карьеру. Г. Я веду дневник. Д. Я предпочитаю работать самостоятельно. Е. Я разбираю вещи, чтобы понять, как они устроены.
Особенности профессий социально-гуманитарного направления оказывают влияние на человека; система «человек-человек»; коммуникативные способности; способности к эмпатии; несут элемент творчества; уважение к личности, толерантность; постоянное самообразование; умение неординарно мыслить.
План 1. Круг обязанностей. 2. Необходимые способности и черты характера, необходимые для данной профессии. 3. Плюсы профессии. 4. Минусы профессии. 5. Возможные трудности. 6. Особенности профессиональной деятельности.
Домашнее задание § 5-6