План урока. 1. Мифологическое сознание древнего человека 2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. 3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества». 4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.
На раннем этапе своего развития у людей наблюдается так называемое мифологическое сознание. Мифы о происхождении мира Идея творения Идея развития Основные тематические циклы мифов. космогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества; мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ; эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времен.
Веды Ригведа Брахманы Шатапатхабрахмана Упанишады
I. мир богов - «пространство, где процветает райская жизнь». II. мир людей, подчиняющийся строгой космической иерархии, которая отражалась в кастовой структуре Индии: брахманы - мудрецы, толкователи Вед; кшатрии - воины и правители; вайши - класс земледельцев и скотоводов; судры - слуги. III. мир демонов, духов, животных и обитателей многочисленных адов.
1. Существование человека неразрывно связано со страданием. 2. Причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь. 3. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды. 4. Путь, ведущий к устранению страданий - восьмеричный путь: Правильное суждение - правильное понимание жизни как сосредоточения скорби и страданий. Правильное решение -- решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам. Правильная речь - бесхитростная, правдивая, дружественная и точная. Правильная жизнь - соблюдение предписаний нравственности - знаменитых пяты заповедей (Панчащила), которых должны придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это следующие принципы: не вредить живым существам; не брать чужого; воздерживаться от запрещенных половых актов; не вести праздных и лживых речей; не употреблять опьяняющие напитки. Правильное стремление. Правильное внимание. Правильное сосредоточение. Отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь самоистязания.
1. Стать аскетом-отшельником: «Пересекая потоки существования, откажись от того, что между ними. Если ум освобожден, то, что бы ни случилось, ты не придешь снова к разрушению и старости». 2. Занятия йогой (соединение, связь). Ее отдельные ступени: самообладание; овладение дыханием при определенных положениях тела; изоляция чувств от внешних влияний; концентрация хмысли; медитация; отторжение - освобождение от телесной оболочки.
Дао - путь (все в мире находится в пути, в движении, в изменении, все непостоянно и конечно). Даосизм Природа Космос Человек
Основные идеи учения Конфуция: 1. Личность не для себя, но для общества. Конфуций, обеспокоенный разложением общества, сосредоточил внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу. 2. Изначальное понятые - «порядок» (ли). Порядок благодаря идеальной всеобщности, отношению человека к природе и, в частности, отношениям между людьми. 3. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей. 4. Порядок наполняется добродетелью (дэ). «О Цзы-чане говорил учитель, что он имеет четыре из добродетелей, принадлежащих благородному мужу. В частном поведении он вежлив, на службе - точен, человечен и справедлив к людям». 5. Такое исполнение функций на основе порядка приводит к проявлению человечности (жень). Человечность - основное из всех требований, предъявляемых к человеку. 6. Чтобы быть человечным, следуй правилам: Помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь. Чего не желаешь себе, того не делай другим. 7. Философ отождествлял общество с государством. 8. Для него правильное государство - это государство, где высшее положение занимают император, слой людей, соединяющих в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. Государство - это большая семья, где государь - Сын Неба, Отец и Мать народа. Отношения в этой семье должны регулироваться не столько природными силами или правовыми средствами, сколько моральными нормами. 9. Для соблюдения порядка и субординации Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности (ли). Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Исправное поведение - это поведение с соблюдением порядка и человечности, ибо «благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно».
Смысл - в идеях любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая мера взаимной человечности, все должны заботиться о взаимной пользе.
«Кто разумен - создает законы, кто глуп - законами ограничен. Кто способен - изменяет порядок, кто неспособен - тот порядком связан. С человеком, который связан порядком, не стоит говорить о делах, а с человеком, который ограничен законами, не стоит говорить об изменениях».
Философское мировоззрение имеет следующие особенности: 1. Опора не на фантазию, а на знания. 2. Переход от восприятия мира в форме образов к его отражению в форме понятий. 3. В мифах и религиозных сказаниях истина сообщается, а в философии познается. 4. Ориентир не на авторитет и традицию, не на слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни.
Вопрос Философ Гесиод АнаксимандрАнаксимен Из чего произошел мир? Как возник мир? Как возникли небесные тела? Общее:
Источник теории Основные положения Мифы древности Древнеиндийские Веды Даосизм Конфуцианство Платон Аристотель