Тема. Стандарты ISO и СМК (системы менеджмента качества)
ISO - международная организация по стандартизации (Женева, Швейцария). Семейство стандартов ISO 9000 определяет минимальный набор общих требований к качеству систем управления, процессов и продукции и состоит из стандартов ISO 9000: 2005, ISO 9001: 2008, ISO 9004: 2009.
ISO 9000 ISO 9000: 2005 ISO 9004: 2009 ISO 9001: 2008
Стандарт ISO 9000: Системы менеджмента качества. «Основные положения и словарь». Стандарт ISO 9001: Системы менеджмента качества. «Требования». Стандарт ISO 9004: Системы менеджмента качества. «Рекомендации по улучшению деятельности». Стандарт ISO Содержит методические указания по аудиту (проверке) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды. Стандарт ISO Вспомогательный стандарт, определяющий требования к контрольно-измерительному и испытательному оборудованию
Российский вариант основного стандарта имеет обозначение ГОСТ Р ИСО 9001: 2008 и является переводом международного стандарта
Это означает: -термины нужно использовать в соответствии со стандартом ISO 9000, -- разрабатывать и совершенствовать СМК нужно по стандарту ISO 9004, -сертифицироваться в соответствии с требованиями ISO 9001, - проверять аудиторы будут в соответствии с правилами ISO
Зачем создается СМК на базе стандарта ISO 9001 в России: в подавляющем большинстве случаев СМК создается с чисто утилитарной целью --- получить сертификат, требуемый различными участниками рынка (правительственные органы, партнеры, заказчики, потребители и т.д.), --- подтвердить высокий уровня качества управления производством продукции и услуг. Соответствие на бумаге характеристик системы менеджмента качества на "плохие" характеристики управления предприятием никак не может.
Реальная СМК позволяет: повысить управляемость предприятия путем распределения ответственности и делегирования полномочий; обеспечить развитие предприятия за счет повышения компетентности персонала и вовлеченности в процессы управления; добиться прозрачности деятельности на основе использования процессного подхода к построению основных видов деятельности; повысить конкурентоспособность за счет создания системы обеспечения постоянных улучшений деятельности.
Общие этапы разработки и внедрения СМК Провести аудит Обучить сотрудников Разработать СМК Внедрить СМК
Провести аудит (обследование) действующей системы управления предприятием (как правило, делает консультант) o Анализируется организационно-распорядительная документация предприятия, определяются характеристики Системы управления в привязке к пунктам стандарта. o Проводятся собеседования с руководством, менеджерами и исполнителями по основным процессам деятельности предприятия. o Выявляется, в чем Система управления не соответствует требованиям стандарта ISO 9001 (14001, и т.д.). Руководству представляется подробный Отчет. o Определяется и согласовывается объем работ по построению СМК на базе стандарта ISO 9001 с фиксированием объема работ, выполняемого консультантами.
Обучить сотрудников принципам, методам и инструментам СМК. Так как основную часть работ по построению СМК и дальнейшему использованию и совершенствованию выполняют сотрудники, то от качества обучения зависит успех всей работы. Обучение должно проводиться в разных формах, в лекционной - минимально!
Разработать СМК o Определить область сертификации - какую деятельность предприятие хочет сертифицировать. o Разработать и утвердить Положения и приказы по Координационному совету, Политике в области к-ва, Представителю руководства в области к-ва, Службе к-ва предприятия, матрице ответственности и т.д. o Сформулировать политику и задачи в области к-ва, критерии к-ва и процедуры их контроля, декомпозировать задачи до подразделений. o Разработать обязательные процедуры системы качества: «Управление документооборотом», «Управление записями по качеству», «Управление корректирующими действиями», «Управление предупреждающими действиями», «Управление внутренними аудитами», «Управление несоответствующей продукцией». o Разработать процедуры по сертифицируемым видам деятельности предприятия на основе процессного подхода (финансовый блок обычно не входит в сертифицируемые виды деятельности). o Согласовать все процедуры между собой и Политикой в обл. к-ва. o На основании процедур разработать или скорректировать организационные документы и рабочие инструкции. o Разработать Руководство по качеству
--- Процедура – это оптимально выстроенный процесс с установленными критериями качества функционирования, а также его формализованное описание. --- Руководство по качеству - документ, определяющий всю СМК предприятия. Внедрить СМК Все, что разработано - должно быть внедрено, т.е. постоянно использоваться на практике. Но не просто на уровне Приказа по предприятию, а в ежедневной деятельности сотрудников.
Реально, на создание полноценной СМК требуется не менее 6 месяцев, а часто и 1 года постоянной работы. Как вариант, возможно построение Базовой СМК, обеспечивающей сертификацию, за 6 месяцев с последующим развитием. В этом случае от руководства предприятия потребуется установка наивысшего приоритета этому проекту с выделением соответствующих людских и материальных, на их поощрение, ресурсов. Определить экономическую целесообразность затрат на разработку СМК и ее сертификацию можно приблизительно оценив желаемый годовой эффект от внедрения: 50% от этой суммы будет хорошим ориентиром в процессе принятия решения.