Тема: Героическая борьба русских людей против монголо-татар Цель: Показать героизм русского народа против монголо- народа против монголо- татар татар
Задачи: Довести до сведения учащихся, что борьба русского народа с монголо-татарским нашествием – одна из самых трагических страниц истории Отечества. Довести до сведения учащихся, что борьба русского народа с монголо-татарским нашествием – одна из самых трагических страниц истории Отечества. Развивать операции сравнения, анализа, последовательного выполнения заданий. Развивать операции сравнения, анализа, последовательного выполнения заданий. Дать представление о том, что служение Отечеству – священная обязанность гражданина. Дать представление о том, что служение Отечеству – священная обязанность гражданина.
ХОД УРОКА. Организационный момент. Организационный момент. Повторение пройденного материала. Повторение пройденного материала. Актуализация знаний. Актуализация знаний. Изучение нового материала. Изучение нового материала. Первичное закрепление нового материала. Первичное закрепление нового материала. Подведение итогов. Подведение итогов. Домашнее задание. Домашнее задание.
Организационный момент. Приветствие. Приветствие. Определение даты. Определение даты. Настрой на урок. Настрой на урок.
Повторение пройденного материала Вопросы: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Когда монголо-татары напали на Русь?(показать на ленте времени) Сколько времени прошло с начала нападения на Русь монголо-татар? Где состоялось первое сражение русских войск с монголо- татарами? Как звали монголо-татарского правителя? (выбрать правильный ответ: Мамай, Чингисхан, Батый) Как жители Рязани обороняли город?
Актуализация знаний Вводное слово учителя. С 1223 года началось страшное и разорительное нашествие на Русь монголо-татар во главе с ханом Батыем. Первым городом, который был полностью разорен, стала Рязань. Но русские люди встали на защиту родной земли.
Изучение нового материала Рассказ учителя о героической борьбе русских людей против монголо-татар. Рассказ учителя о героической борьбе русских людей против монголо-татар. Чтение рассказа «Бой Евпатия Коловрата с Хостоврулом» учащимися. Чтение рассказа «Бой Евпатия Коловрата с Хостоврулом» учащимися.
Ответы детей на вопросы по прочитанному рассказу с опорой на иллюстрацию. Как звали рязанского боярина? Почему он не смог принять участие в обороне Рязани? Как сражалась малая дружина? Почему хан сказал: «Таких воинов я держал бы у сердца своего»?
Работа по карте (направление ударов монголо-татар) Работа по карте (направление ударов монголо-татар)
Работа с текстом учебника Работа с текстом учебника Найти в тексте отрывок, в котором говорится о борьбе владимирцев. Почему монголо-татары не дошли до Новгорода? Почему монголо-татары прозвали Козельск «Злой город»?
Дополнительное чтение Дополнительное чтение Рассказ «Взятие монголо-татарами Киева» Вопросы : Кто возглавил оборону Киева? Как горожане готовились дать отпор врагам? Почему хан сохранил жизнь князю Игорю?
Первичное закрепление нового материала Задание 1. Выбрать правильный ответ на вопрос Задание 1. Выбрать правильный ответ на вопрос Почему богатый Новгород не был захвачен и разорен? а) побоялись воевать со свободолюбивыми новгородцами; б) помешала весенняя распутица; в) хлопотно было строить переправы через реки.
Задание 2. Задание 2. Назовите города, которые оказали сопротивление завоевателям. Найдите их на карте. Задание 3. Задание 3. О каких сражениях идет речь? «49 дней сражались жители» (Козельск) «Пока нас не станет, тогда и город ваш будет» (Рязань) «Повернули назад монголо-татары» (Новгород)
Задание 4. Задание 4. Приведите примеры героической борьбы народов нашей страны с монголо- татарами. Задание 5. Задание 5. Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили?
Подведение итогов. Комментарии. Комментарии. Объявление отметок за работу. Объявление отметок за работу.
Домашнее задание. Прочитать текст учебника, ответить на вопросы.