Обобщающее повторение пунктуации сложных бессоюзных предложений
Цель: уточнить, обобщить и усовершенствовать знания о бессоюзном сложном предложении; совершенствовать навык конструирования бессоюзного сложного предложения из ССП, СПП и простых предложений, навык постановки знаков препинания в БСП. Вид контроля: самоконтроль
Блиц-опрос: Какие предложения называются бессоюзными? Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения? В каких случаях ставится запятая? Когда ставится двоеточие в БСП? Когда ставится тире в БСП?
Найдите «третье лишнее». (В13, В6) 1 группа: Слышно было как ветер трепал кусты деревьев как неистовствовало море и лаяли в селении собаки. 2 группа: Когда у меня в руках новая книга я чувствую что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное. 3 группа: Море вдали уже покрылось багрянцем навстречу солнцу поднималось дымчатое облако мягких очертаний.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ. (В13, В6) Слышно было, как ветер трепал кусты деревьев, как неистовствовало море и лаяли в селении собаки.- Это сложноподчинённое предложение. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное.- Это сложноподчинённое предложение. Море вдали уже покрылось багрянцем, навстречу солнцу поднималось дымчатое облако мягких очертаний. – Это бессоюзное сложное предложение.
Наступает весна. Трудно усидеть в комнате. Улица зовёт и манит. 1 группа – сложносочинённое 2 группа – сложноподчинённое 3 группа – бессоюзное сложное предложение Из данных предложений составьте сложные, используя различные средства связи. (В13, В6)
1) Выйти невозможно на улице проливной дождь. 2) Настанет вечер на небе загорятся звёзды. 3) Скрипят клесты звенят синицы смеётся кукушка свистит иволга. На улице проливной дождь выйти невозможно. Расставить знаки препинания, составить схемы предложений(В5, В6, В7; А23,А24,А25):
Сильный ветер внезапно загудел в вышине деревья забушевали крупные капли дождя резко застучали зашлепали по листьям сверкнула молния и гроза разразилась.(И.С.Тургенев) Какие средства использует автор, показывая динамичность, стремительность изменений в природе? 1)Простые предложения, связанные перечислительной интонацией 2)Сложноподчинённое предложение 3)Бессоюзие 4)Ряд глаголов, обозначающих начало действия 5)Градация 6)Инверсия Анализ выразительных средств текста (А7, В8)
Тест
Ключ к тесту Вариант В 2. - А 3. - В 4. - В 5. - В
Резюме. Самостоятельно оцените, достигли ли вы цели. Для этого вернитесь к началу урока и прочитайте, какие цели стояли перед вами.
Домашнее задание: С2.1 Ознакомьтесь с мнением Миши и Гриши о функции тире и двоеточий в письменной речи. Помогите Грише доказать его точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны тире и двоеточия в письменной речи?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте текст А. Приставкина. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие использование данных знаков препинания. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Грише, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Гриши. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком Вариант 2, стр.108