Личностно-ориентированное развивающее обучение
Акценты целей Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка. Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь ребенку познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать у него заранее заданные свойства.
Особенности содержания Технология личностно-ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья как индивидуально значимой деятельности отдельного ребенка. Деятельность ученья, ее содержание, методы, приемы направлены, главным образом, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.
Особенности методики Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.
ЗУН Ученик избирательно относится ко всему, что воспринимает из внешнего мира. Далеко не все понятия, организованные в систему по всем правилам научной и педагогической логики, усваиваются учащимися, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой в организации обучения является актуализация субъективного опыта, поиск связей, определение зоны ближайшего развития.
В центре – индивидуальность ребенка Методическая основа индивидуализация дифференциация учебного процесса Задача педагога- раскрыть индивидуальные особенности и возможности каждого ученика и умело использовать их при обучении и воспитании. Индивидуальная карта познавательного развития каждого ребенка
Дидактическое обеспечение Учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения; В ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием задаваемых знаний; Активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями; Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач; Необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал; Образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.
Позиция учителя инициирование субъективного опыта учения; развитие индивидуальности каждого ребенка; признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.
Позиция ученика свободный выбор элементов учебно- воспитательного процесса; самопознание, самоопределение, самореализация.