1 Основные положения трудового права Статья 216 ТК РФ. «Государственное управление охраной труда» Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно- правовому регулированию в сфере труда
2 Минтруд, Роструд и ФСС/ПФР Министерство труда и социальной защиты РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере социальной защиты и трудовых отношений. (Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. 636 ) Минтруд России осуществляет координацию деятельности и контроль Федеральной службы по труду и занятости (+ координацию ПФР и ФСС РФ)
3 Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). – ст. 354 ТК Российской Федерации
4 От Госкомтруда СССР к Министерству труда Министерство труда Российской Федерации, в т.ч. Рострудинспекция ( гг.) Министерство труда и социального развития Российской Федерации (слияние Минтруда России и Минсоцзащиты России – гг.) Минздравсоцразвития России, в т.ч. Роструд (2004 – 2012 гг., см. сл. слайд) Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Указ Президента России 636 от )
5 Федеральная вертикаль администрирования трудового законодательства и трудовых отношений: Правительство Российской Федерации Минтруд России (с 2004 по май 2012 гг. - Минздравсоцразвития России) (127994, Москва, ГСП-4, ул.Ильинка, 21) Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) – (109012, Москва, Биржевая пл., 1) Территориальные органы Роструда - государственные инспекции труда в регионах
6 Трудовое законодательство: Трудовое законодательство представляет собой систему НПА, посредством которых регулируются трудовые отношения. Основным НПА трудового законодательства является Трудовой кодекс Российской Федерации Цели ТЗ – установление государственных гарантий трудовых прав и свобод, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей (1 ст. ТК РФ) Основная задача ТЗ – создание правовых условий для согласования интересов сторон трудовых отношений, правовое регулирование трудовых отношений (1 ст. ТК РФ)
7 «Трудовые отношения» – фундаментальное понятие трудового права, ст.15 ТК – ключевая норма трудового законодательства Отношения основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности, конкретного вида работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством…
8 Главные характеристики трудовых отношений: личный характер выполнения за плату трудовой функции, т.е. работы как таковой (в ст. 11 ТК - «личный труд») зависимость работника – подчинение правилам внутреннего трудового распорядка обязательность работодателя обеспечить условия труда для работника
9 Трудовой договор (III раздел, ст. 56 ТК) ТД – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно выплачивать зарплату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила трудового распорядка...
10 Основания возникновения трудовых отношений (ст. 16 ТК РФ) на основании трудового договора на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя даже в том в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (ред. 90-ФЗ), т.е. трудовое законодательство применяется к любым отношениям, связанным с использованием личного труда (см. ст. 11 ТК) – принцип «верховенства фактов» в вопросах наличия трудовых отношений!
11 Рекомендация МОТ 198 о трудовом правоотношении (Женева, июнь 2006 г.) «…для целей национальной политики защиты работников в условиях индивидуального трудового правоотношения существование такого правоотношения должно определяться на основе фактов, касающихся выполнения работы и вознаграждения работника…» «…государства-члены МОТ должны четко определить условия, которые устанавливают существование индивидуального трудового правоотношения, такие, например, как подчинение, зависимость или тот факт, что работа выполняется в интересах другого лица…»
12 Опасность трудовых отношений в форме гражданско-правовых договоров Более 10 млн. чел. работают по гражданско- правовым договорам, фактически находясь в трудовых отношениях: ежедневный выход на работу в определенное место и время, выполнение поручений начальника («супервайзера»), регламентированные перерывы на обед и т.д. При угрозе увольнения, добровольно работать по гражданско-правовому договору готовы 58% россиян, причем возраст готовых перейти на гражданско-правовые договоры растет…
13 Ст. 11 ТК РФ: Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права В тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Изменения в ТК с 1 января 2014 г. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается (ст.15) Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается (ст.16) 14
Основания возникновения трудовых отношений (ст. 16 ТК) Трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: …признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями. 15
1 января 2014 г. в ТК РФ добавилась новая статья (ст. 19.1): Статья Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско- правового договора, трудовыми отношениями. 16
Статья 19.1 Трудового кодекса РФ Неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений. 17
18 Система трудового законодательства и трудового права (ст. 5 ТК РФ) Трудовой кодекс РФ; иные федеральные законы, содержащие нормы трудового права; указы Президента России; постановления Правительства РФ и НПА федеральных органов исполнительной власти региональные НПА (субъектов РФ); НПА органов местного самоуправления. коллективные договоры и соглашения (гл. 7 ТК) локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (ст. 8 ТК).
19 Конституция Российской Федерации (Ст.37, п.3 ): «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…» Трудовой кодекс Российской Федерации (раздел X. «Охрана труда») Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» ( 125-ФЗ от 24 июля 1998 г. ) Правовые основы охраны труда
20 Трудовой кодекс РФ принят 30 декабря 2001 г., введен в действие с 1 февраля 2002 г. (ст. 420 ТК) основные изменения внесены Федеральным законом 90-ФЗ от 30 июня 2006 г. Внесен целый ряд существенных изменений в нормы Кодекса, регулирующие: общие вопросы трудовых отношений; социальное партнерство и трудовые споры; рабочее время и время отдыха; оплату и нормирование труда; гарантии и компенсации; профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников; охрану труда.
21 Трудовой кодекс РФ (раздел «Охрана труда») основные понятия (ст. 209) основные направления государственной политики в области охраны труда (ст. 210) государственные нормативные требования охраны труда (ст. 211) обязанности работодателя (ст. 212) и работника в области охраны труда (ст. 214 ) организация охраны труда (ст ) обеспечение прав работников на охрану труда (ст ) обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда (ст. 225) финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда (ст. 226) порядок расследования несчастных случаев (ст )
22 Статья 209 ТК РФ. «Основные понятия» Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно- технические, санитарно-гигиенические, лечебно- профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. другие определения («Рабочее место», «Система управления охраной труда», «Профессиональный риск», «стандарты безопасности труда…)
Изменения в ст. 209 ТК с СУОТ – комплекс взаимосвязанных и (или) взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей; Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков 23
Система управления охраной труда (ст. 209 ТК) Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения РТК 24 См. ст ТК
25 Статья 212 ТК РФ. «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда» обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников, наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности…
С 1 января 2014 г. согласно поправкам в ст. 212 ТК, работодатель обязан обеспечить: создание и функционирование системы управления охраной труда; 26
27 Система НПА, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, согласно постановлению Правительства РФ 1160 от стандарты безопасности труда; правила и типовые инструкции по охране труда; государственные санитарно- эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).
С 1 января 2014 г. вступили в силу федеральные законы 426-ФЗ и 421-ФЗ от «О специальной оценке условий труда» «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».