Русская литература после Октября. Лекция.
Две точки зрения: Литература должна отражать новую жизнь, новую деятельность, революционные перемены. Литература – это создание индивидуального писательского лица, по - своему воспринимающего окружающий мир. Задача художника – пропагандировать идеологию нового времени. Задача художника – понять жизнь. Жизнепознание – объяснение мира. Жизнестроение – изменение мира.
РАПП (Российская ассоциация пролетарских поэтов) Журналы: «Молодая гвардия», «Октябрь», «На посту» Отстаивали принципы активного революционного искусства. Боролись за партийность литературы. Всех, кто не входил в РАПП, считали попутчиками, противниками. А. Фадеев. Д. Фурманов. М.Шолохов. Способствовали культурному подъему писателя. Отношение к попутчикам как врагам «Союзник или враг»
ЛЕФ (Левый фронт искусств) Из футуризма, «комфута». Искусство должно служить идеям революции. Отвергали академическое искусство. Отрицали роль вымысла и фантазии. Проповедовали практицизм. Н.Н.Асеев В. Маяковский
«Серапионовы братья» М. Зощенко Установка на беспартийность литературы. Отрицали идейную направленность произведений. Ориентировали писателей к поискам в области формы. Внимание к сюжету.Соблюдение традиций. Близки к сказу Стремле- ние к анекдоту. Орнаментальность прозы. В. Каверин. Вс. Иванов.
«Перевал» (1924 г.) Э. Багрицкий. М. Пришвин. «Красная новь» Задача искусства – усвоить достижения старой культуры, овладеть традициями и учиться у классиков. Искусство нельзя делить по классовому признаку. Провозглашали интуитивность, подсознательность. Принцип моцартианства.