Система работы школы по духовно-нравственному воспитанию
интеграция Базовое образование Дополнительное образование Воспитание Направления деятельности Учебная ( базовая и профильная ) Досуговая Экспериментальная Народные праздники Поисковая КонцертнаяПроектная ( проект - семья ) Конкурсные программы Работа с родителями Совместные праздники Ожидаемые Результаты : формирование целостной, сбалансированной, устойчивой личности, как неотъемлемого элемента социума ; адекватность слушательского восприятия и исполнительской деятельности учащихся к художественному смыслу произведения ; получение исполнительских навыков ; приобретение опыта публичного выступления ; навыки работы в креативной группе ; Стремление передавать полученные знания о народной культуре окружающим ; Привнесение народных традиций в жизнь и быт своей семьи. Сформированность толерантной личности Духовно - нравственное Патриотическое Познавательно - просветительское Трудовое Физкультурно - оздоровительное Формы организации деятельности
Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности
«Не зная, для чего ему жизнь, человек скорее истребит себя, даже если кругом его всё будут хлеба... ибо тайна человеческого бытия не в том, чтобы только жить, а для чего жить» Ф.М. Достоевский.
Как опорное общеобразовательное учреждение школа поставила перед собой задачи: формирование и развитие личности; развитие способности к свободной ориентации в современном мире; самоопределение личности; способность к принятию ответственных самостоятельных решений; воспитание гражданина России, что предполагает: - воспитание патриотизма, понимаемого как личная ответственность за сохранение пространства, освоенного предками, за свою малую Родину, ответственность за сохранение отечественной культуры; - воспитание правосознания и уважения к Закону.
направления деятельности: - нормативно – правовое и информационно-методическое обеспечение; -информационно-просветительская и культурно- просветительская деятельность; - педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно- нравственного воспитания детей; -социальное служение и благотворительные акции; - работа по вопросам духовно-нравственного воспитания и просвещения населения.
В начальной школе предлагаются темы: - Добро. Добродетель. Милосердие. - « Правдивый ли ты ?» - « Любовь к близким » - « Законы дружбы » - « Твое отношение к труду » - « Культура общения » (Используются формы: тренинг, практикумы, игры, проигрывание ситуаций).
В пятом классе: -«Человеческая личность и её качества» -«Направленность человеческой личности: -интересы, взгляды, убеждения » - -«Черты нравственного человека: -доброта, честность, совестливость, благородство, порядочность, полезность деяний»
В шестом классе: -«Нравственное воспитание». -Основные понятия нравственности : -добро, зло, честь, верность, долг, - ответственность, - милосердие, стыд, совесть, счастье. - Моральные кодексы рыцаря, -джентльмена, русского дворянина, -домострой.
В седьмом классе: - «Научи себя учиться» В восьмом классе: - «Отношения мальчиков и девочек: девичья честь и мужское достоинство. Любовь и сексуальность». - «Самооценка своих нравственных качеств».
В девятом классе: - «Могу, хочу, надо». - «Мир духовности». - «Человек и судьба» Здесь используются такие формы как тестирование, самоанализ, занимательный аутотренинг, проигрывание ситуаций, ролевые игры, сочинения по нравственной тематике, обсуждение просмотренных спектаклей и проведенных экскурсий, анкетирование.
В десятом классе: - «Искусство общения, искусство играть заданную роль в обществе, строить свои отношения с людьми». - «Управляй собой: эмоциями, состоянием».
В одиннадцатом классе: - «Жизненные пути». - «Путь к счастью в личной жизни». - «Подготовка к трудовой деятельности». Формы: диспуты, тренинги, деловые игры, круглые столы, мозговые штурмы, тестирование.
Классный руководитель должен работать над решением следующих стратегических задач: воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания; организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности; организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности; организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей; создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания; укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно- нравственного воспитания школьников.
Направления работы классного руководителя: Познавательная деятельность Ценностно – ориентировочная деятельность Трудовая деятельность Общественно-полезная деятельность Художественно-творческая деятельность Физкультурно-оздоровительная деятельность Деятельность свободного времени:
Организацию целостного процесса духовно-нравственного воспитания осуществляется через выполнение основных функций: Создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды); Стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания; Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих; Корректировка индивидуального пути духовно- нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.