Цветовые модели Для описания цвета используются разные математические модели. Их называют цветовыми моделями. В каждой модели определенный диапазон цветов представляют в виде 3D пространства. В этом пространстве каждый цвет существует в виде набора числовых координат. Этот метод дает возможность передавать цветовую информацию между компьютерами, программами и периферийными устройствами. Обобщенная цветовая модель: а - схема модели и ее основные элементы; б – один из возможных вариантов цветового тела обобщенной модели Цветовые модели могут быть аппаратно-зависимыми (их пока большинство, RGB и CMYK в их числе) и аппаратно- независимыми (модель Lab). В большинстве "современных" визуализационных пакетов (например, в Photoshop) можно преобразовывать изображение из одной цветовой модели в другую.
Модель RGB Модель RGB (Red Green Blue ) описывает излучаемые цвета и образована на трех базовых цветах: красном (red), зеленом (green) и синем (blue). Обычно ее называют моделью аддитивных основных цветов. Все цвета образуются смешиванием этих трех основных в разных пропорциях (т. е. с разными яркостями). При смешении двух лучей основных цветов, результирующий цвет будет светлее составляющих. Яркость каждого базового цвета может принимать значения от 0 до 255 (256 значений), таким образом, модель позволяет кодировать или около 16,7 млн цветов. Модель является аппаратно- зависимой, так как значения базовых цветов (а также точка белого) определяются качеством примененного в вашем мониторе люминофора. В результате на разных мониторах одно и то же изображение выглядит неодинаково.
Модель RGB ЦветRGB Красный (red)25500 Зеленый (green)02550 Синий (blue)00255 Фуксин (magenta)2550 Голубой (cyan)0255 Желтый (yellow)255 0 Белый (white)255 Черный (black)000
Модель CMYK «смик» Cyan (голубой) Magenta (пурпурный ) Yellow (желтый) blacK (черный) Key Если цвета RGB образуются в результате излучения света, то цвета CMYK основаны на поглощающих свойствах краски, напечатанной на бумаге. Когда свет попадает на краску, часть света поглощается, а часть света отражается и становиться видимой человеческому глазу. Каждый из этих цветов может принимать значения от 0 до 100%, в результате, если и С, и M, и Y, и K равны 0, то конечный цвет белый. Чтобы получить желтый цвет, Y должен быть = 100%, остальные 0.
Модель Lab Lightness - яркость a – координата зеленый-красный b – координата синий-желтый Модель Lab позволяет описать практически любой цвет, воспринимаемый человеческим глазом. Она, в отличие от RGB, аппаратно- независимая, так что её цвета выглядят одинаково и на мониторе, и на принтере. В графических редакторах модель Lab используется в качестве внутренней модели для пересчета значений цвета из одной модели в другую. Lightness - от 0 до 100 a – от -128 до +127 b – от -128 до a b
Модель HSB Hue (цветовой тон) Saturation (насыщенность ) Brightness (яркость) Модель HSB декларирована как аппаратно-независимая, на самом деле в её основе лежит RGB. В любом случае HSB конвертируется в RGB для отображения на мониторе и в CMYK для печати, а любая конвертация не обходится без потерь. Hue – от 0° до 360° Saturation - от 0 (серый) до 100% (самый чистый) Brightness - от 0 до 100% Тон 0° – красный Тон 60° - желтый Тон 120° - зеленый Насыщенность 0 – серый цвет Насыщенность 100 – самый чистый цвет Яркость 0 – черный Количество цветов = 360*100*100 = 3,6 млн
Список моделей и их краткое описание Модель Базовые цвета модели Область применения CMYБирюзовый, пурпурный, желтый Цветная печать CMYK Бирюзовый, пурпурный, черный, желтый Цветная печать RGBКрасный, зеленый, синий Web графика и слайды HSBТон, контрастность, яркость Web графика и слайды HLSТон, интенсивность, контрастность Web графика и слайды LAB Яркость и отношение интенсивностей зеленого к красному и синего к желтому Цветная печать YIQ Яркость и хроматические компоненты цветов Телевидение Grayscale256 оттенков серого Черно-белая печать