П РОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ Учитель МОУ Старо-Соболевской ООШ Беспалова Полина Александровна.
Р АССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ Проектная деятельность и ее преимущества. Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс. Роль учителя в проектной деятельности.
И З ИСТОРИИ « ПРОЕКТА » Метод проектов возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов и связана с именем русского педагога С.Т.Шацкого. При советской власти эта методика активно внедрялась в школьное обучение. Но в 1931 году от этого метода отказались и не вспоминали о нем до настоящего времени.
С УТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Суть проектной деятельности можно заключить в следующую фразу: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить». Данная педагогическая технология акцентирует внимание не столько на получении и накоплении знаний, сколько на их практическом применении.
П РОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ПРЕИМУЩЕСТВА. Для учащихся: энтузиазм в работе, заинтересованность детей; связь с реальной жизнью; выявление лидирующих позиций ребят,; научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль; лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.
П РОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ПРЕИМУЩЕСТВА. Для учителя: Возможность экономии учебного времени; Возможность отрабатывать более сложные умения и навыки, например при подготовке е ЕГЭ; Возможность более углубленно изучить ключевые темы предмета; Возможность повысить интерес учащихся к предмету;
В НЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов - организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. начать работу следует с переработки тематического планирования, в котором следует выделить темы для изучения по методу проекта. Основным критерием выбора темы является наличие в ней проблемы. Иначе применение этого метода нецелесообразно. Для большей эффективности деятельности следует предусмотреть применение знаний из других предметных областей.
В НЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. Выбранную тему следует разбить на проблемные занятия. Кстати, оформлять это лучше в виде технологической карты, как отдельно, так и внутри планирования. Сформировав проблемные задания, следует сделать подборку материала по данной теме.
В НЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. При использовании в ходе работы над проектом можно выделить следующие этапы:
Этапзадача Деятельность учащихся Деятельность учителя Начало работы Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы Уточняют ин-формацию, обсу-ждают задание Мотивирует учащихся, объ-ясняет цели проекта, наблю-дает Планирование Анализ проблемы, определение источников информации, поста-новка задач и выбор критериев оценки результатов, распреде-ление ролей в команде Формирует зада-чи, уточняют ин-формацию (источники), выби-рают и обосновы-вают свои критерии успеха Помогает в ана-лизе и синтезе (по просьбе), Принятие ре-шения Сбор и уточнение ин-формации, обсужде-ние альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности Работают с ин-формацией, про-водят синтез и анализ идей, вы-полняют исследование Наблюдает, консультирует Выполнени е Выполнение проекта Выполняют ис-следование и ра-ботают над про-ектом, оформля-ют проект Наблюдает, со-ветует (по просьбе) Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин это-го, анализ достижения поставленной цели Участвуют в коллективном само- анализе проекта и самооценке Наблюдает, направляет про-цесс анализа (если это необ-ходимо)
Р ОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе – возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний.