Конкурсы педагогического мастерства как форма повышения квалификации Машуков А.В., руководитель организационно- методического отдела
Среди множества задач - главные: Выявление талантливых педагогов Выявление и распространение инновационного ПО в отечественной педагогической практике. Профессиональное общение учителей. Рост профессионального мастерства самих участников конкурса (и это, пожалуй, одна из основных задач!) Повышение квалификации субъектов конкурса Формирование педагогической элиты Для чего проводятся конкурсы педагогического мастерства ?
Всероссийские конкурсы Лидер в образовании 2000 год Лучшие школы России 2003 год Учитель года России 1990 год
Что такое Всероссийский конкурс «Учитель года России» Всероссийский конкурс Учитель года России – открытое, массовое педагогическое соревнование учителей, поли мотивированная индивидуальная и совместная деятельность, направленная на демонстрацию лучших профессионально- личностных качеств его участников и саморазвития педагога. При проведении конкурса Учитель года России до 1996 года преобладали тенденции педагогического праздника, шоу, развлекательности. С 1996 года получили развитие тенденции профессионального соревнования, усиления влияния конкурса на повышение квалификации учителей.
Роль конкурса в педагогическом сообществе Конкурс способствует пропаганде педагогических идей и достижений; активизации творческого потенциала педагогических кадров; расширению пространства педагогического общения. Конкурс оказывает влияние на мотивацию самоактуализации учителей и потребности в повышении квалификации.
Противоречия Анализ развития Всероссийского конкурса выявил устойчивое противоречие между заданными параметрами содержания и уровня педагогического опыта конкурсантов и неготовностью многих участников публично представить его с позиций целостного, системного видения.
представить научно-теоретическое и практическое обоснование представляемого педагогического опыта; создать пакет документов, содержащих целостную картину педагогической деятельности (от цели до результата, раскрытие авторской концептуальной позиции и путей ее реализации); подготовиться к публичному представлению своего педагогического опыта, проведению конкурсного учебного занятия. Задачи участников конкурса Задачи участников конкурса
1. В подготовке материалов и затем в представлении ПО: В определении собственных концептуальных позиций на основе противоречий В выделении в собственном педагогическом опыте наиболее ценных составляющих. В доказательности актуальности и новизны применяемых методов, способов, технологий обучения и воспитания детей. В качественном логичном представлении собственного опыта. 2. В компетентном самоанализе проведенного учебного занятия в соответствии с представленным педагогическим опытом. Стабильные затруднения участников конкурса
Требования к участнику конкурса: глубокая педагогическая, методическая, дидактическая подготовка; знания психолого-педагогических, теоретических оснований представляемого опыта; понимание современных концепций образования.
Необходимые качества конкурсанта: Гуманистическая направленность личности как основное качество конкурсанта. Педагогическая и общечеловеческая культура как основа взаимодействия в педагогическом пространстве конкурса. Склонность к импровизации как важнейшее условие успешности конкурсного выступления. Объективность самооценки. Способность принимать критику. Способность принимать и разделять победу другого.
Задачи экспертных, консультативных служб конкурса: научно-теоретическое консультирование и оказание методической помощи учителю; оказание помощи в создании целостного пакета материалов, раскрывающих систему работу учителя по заявленной проблеме; психологическая подготовка учителя, позволяющая сохранять творческое самочувствие в ходе конкурса, уверенность и самокритичность, самодостаточность и способность объективно оценивать успехи и неудачи свои и своих конкурентов.
Необходимость усиления слагаемых конкурса: как педагогического феномена, как эффективного средства ПК, как процесса стимулирования мотивации профессионального совершенствования педагогов.
Организационно- управленческие аспекты Создание Оргкомитета конкурса. Определение функций каждого члена Оргкомитета.
Функции членов Оргкомитета Руководитель методического обеспечения конкурса (создание экспертных групп, определение методистов-тренеров и др.) Разработчики критериального аппарата. Ответственные за культурную программу. Разработчики сценариев открытия и закрытия конкурса. Психологическая служба (разработка психологического сопровождения конкурса).
Этапы подготовки к конкурсу 1 этап Анализ успехов и неудач прошедшего конкурса. 2 этап Встреча с руководителями образовательных учреждений по итогам проведенного конкурса. Определение путей подготовки к новому конкурсу.
Этапы подготовки к конкурсу 3 этап Оказание методической помощи руководителям ОУ в организации конкурса педагогического мастерства (разработка положений, сценариев, психолого-педагогических тестов, ситуаций, др.). Организация методической работы с творческими педагогами. Подготовка методических рекомендаций в адрес педагогов по самоанализу педагогической деятельности, самоанализу учебного занятия. Организация открытых мероприятий (учебных и внеучебных занятий, дискуссий).
Формы открытых мероприятий «Занятие по одной теме», «Активные формы обучения», «Инновации в образовании» Цель развитие коммуникативных, импровизационных качеств педагогов, развитие способности работать в нестандартных условиях
Этапы подготовки к конкурсу 4 этап Организация специальных занятий с участниками конкурса: Семинары Тестирование Создание имиджа Психологические тренинги
Этапы подготовки к конкурсу 5 этап Разработка программы конкурса. Подготовка ОУ – конкурсных площадок. Утверждение состава жюри. Утверждение критериев. Выработка общих позиций по оцениванию выступлений участников конкурса.
Этапы проведение конкурса Заочный этап 1. Обобщения опыта работы (60 баллов). 2. Видеоурок (80 баллов)
Этапы проведение конкурса Очный этап 1 тур «Учитель-предметник» 1. Визитная карточка (30 баллов) 2. Представление опыта работы (70 баллов) 3. Проведение конкурсного учебного занятия и его самоанализ (90 баллов) 2 тур «Учитель-методист» 1. Мастер-класс (80 баллов) 3 тур «Учитель-лидер» 1. Публичная лекция (30 баллов) 2. Педагогический ринг (30 баллов)