И. А. Бунин Творчество
Средняя Россия, в которой прошло детство и юность Бунина, глубоко запала в душу писателя. Он считал, что именно средняя полоса России дала лучших русских писателей, а язык, прекрасный русский язык, подлинным знатоком которого он был сам, по его мнению, зародился и постоянно обогащался именно в этих местах.
С 1889 началась самостоятельная жизнь. Сотрудничал с газетой «Орловский вестник». В 1891 вышел первый сборник стихов Бунина, еще очень подражательных.
1895 год переломный в судьбе писателя. Писатель оставил службу и переехал в Москву, где состоялись его литературные знакомства (с Л. Н. Толстым, чья личность и философия оказали сильнейшее влияние на Бунина, с А. П. Чеховым, М. Горьким, Н. Д. Телешовым, участником «сред» которого стал молодой писатель).
Восхождение н а О лимп. В 1900 появился рассказ Бунина «Антоновские яблоки», позднее вошедший во все хрестоматии русской прозы.
Рассказ отличает ностальгическая поэтичность (оплакивание разоренных дворянских гнезд) и художественная отточенность. В то же время «Антоновские яблоки» подверглись критике за воскуренный фимиам голубой крови дворянина.
В этот период приходит широкая литературная известность : за стихотворный сборник « Листопад » (1901), а также за перевод поэмы американского поэта - романтика Г. Лонгфелло « Песнь о Гайавате » (1896), Бунину была присуждена Российской Академией наук Пушкинская премия.
Поворот в творчестве. Зрелый мастер. Если в произведениях более ранних рассказах сборника « На край света » (1897), а также в рассказах « Антоновские яблоки » (1900), « Эпитафия » (1900), Бунин обращается к теме мелкопоместного оскудения, ностальгически повествует о жизни нищих дворянских усадеб, то в произведениях, написанных после первой русской Революции 1905, главной становится тема драматизма русской исторической судьбы ( повести « Деревня », 1910, « Суходол », 1912).
«Беспощадную правду» бунинского письма отмечали самые разные литераторы (Ю. И. Айхенвальд, З. Н. Гиппиус и др.). Однако реализм его прозы неоднозначно традиционен: с убедительностью и силой рисует писатель новые социальные типы, явившиеся в пореволюционной деревне.
В выходят сборники рассказов « Чаша жизни », « Господин из Сан - Франциско ». В прозе этих лет ширится представление писателя о трагизме жизни мира, об обреченности и братоубийственном характере современной цивилизации ( рассказы « Господин из Сан - Франциско », « Братья »).
Единственными ценностями, уцелевшими в современном мире, писатель считает любовь, красоту и жизнь природы. Но и любовь бунинских героев трагически окрашена и, как правило, обречена (« Грамматика любви »). Тема соединения любви и смерти, сообщающего предельную остроту и напряженность любовному чувству, свойственна творчеству Бунина до последних лет его писательской жизни.
Тяжелое бремя эмиграции Февральскую революцию воспринял с болью, предчувствуя предстоящие испытания. Октябрьский переворот только укрепил его уверенность в приближающейся катастрофе. Дневником событий жизни страны и размышлений писателя в это время стала книга публицистики « Окаянные дни » (1918).
Бунины у езжают и з М осквы в О дессу (1918), а затем з а границу, в о Ф ранцию (1920). Р азрыв с Р одиной, как о казалось позднее, навсегда, был м учителен д ля писателя.
Произведения этого периода пронизаны мыслью о России, о трагедии русской истории 20 века, об одиночестве современного человека, которое только на краткий миг нарушается вторжением любовной страсти ( сборники рассказов « Митина любовь », 1925, « Солнечный удар », 1927, « Темные аллеи », 1943, автобиографический роман « Жизнь Арсеньева », , 1933).
В Бунин обратился к жанру короткого рассказа (« Слон », « Телячья головка », « Петухи » и др.). Это результат поисков писателем предельного лаконизма, предельной смысловой насыщенности, смысловой « вместимости » прозы.
Живя в нищете, прекратил публикацию своих произведений, много и тяжело болея, он все же написал в последние годы книгу воспоминаний, работал над книгой «О Чехове», вышедшей посмертно (1955) в Нью-Йорке.
Презентацию выполнила учащаяся 11 « А » класса МОУ « Гимназия 1 п. Навля » Селезнёва Виктория