Россия рубежа веков. Русская литература на рубеже веков 11 класс 1-ый урок Учитель Крючкова А.И.
Серебряный век Определение введено в 1933 году Н.А.Оцупом ( парижский журнал русской эмиграции «Числа»). 19 столетие он назвал «золотым веком».
Содержание определения претерпело изменения Первоначально оно характеризовало вершинные явления поэзии (Блок, Брюсов, Ахматова, Мандельштам…) Определение относили и к русскому искусству в целом (живопись, музыка, философия, литература) В литературе термин закрепился за модернистскими течениями – символизмом, акмеизмом, футуризмом, «некрестьянской» литературой
3 направления русской литературы Продолжали развиваться традиции реализма (Чехов, Л.Толстой, Короленко, Вересаев, Горький, Куприн, Бунин, Андреев…) Развитие марксизма родило направление «пролетарские поэты», связанное с задачами социальной борьбы. Модернизм
Модернизм (от франц. «новейший», «современный») подразумевал новые явления в литературе и искусстве. Его цель – создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества. Особая роль отводилась автору – роль теурга, пророка, способного средствами искусства постичь мировую гармонию
Декаданс (лат. «упадок») Модернизм многие годы отожествляли с декадансом, п.ч. в нем отразился пафос «конца века», гибели мира, обреченности, упадка. Для декаданса характерно настроение пассивности, безнадежности, стремление замкнуться в мире своих душевных переживаний.
К.Бальмонт Я ненавижу человечество, Я от него бегу, спеша. Мое единое отечество – Моя пустынная душа. Декадентский пафос в целом противоречил модернистскому возрождения человечества.
Что объединяло разные по эстетике течения модернизма? Установка на преобразующую силу искусства. Но такая установка была чужда реалистам. Поэтому между двумя основными направлениями – реализмом и модернизмом – шла острая полемика.
В.И.Ленин «Партийная организация и партийная литература» (1905) «Чистому искусству» было противопоставлено искусство «полезное». В противовес «литературному индивидуализму» Ленин вводит принцип «партийной литературы» ( лит-ра «не может быть… индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела»). Лит-ра понимается как «дело», она должна стать придатком политики, орудием борьбы. Ленин считал, что свобода творчества буржуазных писателей замаскирована и зависит от денег.
Роль статьи Ленина в истории литературы Статья Ленина стала программой всей советской литературы и причиной того, что многие оказались непонятыми, репрессированными, убитыми или высланными из родной страны. Серебряный век не был «оборван» в 1917 году, а жил и после в скрытых формах в поэзии А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б. Пастернака, в лит-ре русской эмиграции.
Домашнее задание В чем вы видите роль искусства? Изменилась ли она в наше время? Прочитать рассказ И.Бунина «Господин из Сан-Франциско» Инд. задание: презентация по биографии И. А. Бунина.