Психовозрастные особенности учащихся
Признаки: стремление к общению со сверстниками; утверждение своей самостоятельности. Особенности: девочки развиваются быстрее (нарушение межполового общения); интеллектуальное развитие идёт быстрее личностного. - целенаправленность и избирательность внимания; - логичность памяти (наглядно-образная словесно-логическая); - абстрактность мышления (самостоятельный подход творчество). Ф о р м и р у е т с я: Формируется «Я-концепция» (идёт сопоставление реальных и идеальных представлений о себе). АСИНХРОННОСТЬ – несовпадение во времени развития различных сторон личности.
Возрастной кризис: чувство собственного достоинства (ранимость); развитие моральных чувств (справедливость); интерес к человеку как к личности (дружба); борьба за независимость (утрачивается авторитет взрослых). Трудности в учёбе : конфликты с учителями; разрозненность умений и знаний; слабая учебная мотивация; слабая произвольность поведения (невозможность себя заставить). Нарушения в эмоционально-волевой сфере: агрессивность; эмоциональная расторможенность; ранимость, тревожность. неприятие с детства (раннего); «идеально-правильное» воспитание (гиперсоциальные родители); «тревожно-мнительное» воспитание (ослабленный или поздний ребёнок); эгоцентрический тип воспитания (ребёнок – «кумир»). подвижность, болтливость; неумение сосредоточиться; рассеянность (теряют вещи); способность совершать опасные действия. Дети «группы риска» - с дефицитом внимания: органические поражения мозга; проблемы беременности; генетический фактор; пищевые факторы; социально-воспитательные (среда). причины Невролог,психиатр Невролог,психиатр
Основные причины нарушения в поведении детей 1 причина – борьба за внимание. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия. 2 причина – борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь своё мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный. 3 причина – желание мщения. Ребёнок может мстить: - за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами; - унижение друг друга членами семьи; - разводы и появление в доме нового члена семьи; - несправедливость и невыполнение обещания; - чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу, когда дети уходят на «второй 4 причина – неверие в собственный успех, обусловленное учебными проблемами, «натянутые» взаимоотношения в классе с одноклассниками и с учителем, с низкой или заниженной самооценкой.
Подростковый возраст – лет. Признаки: неосознанная сексуальная энергия (мальчики – всё разрушают, девочки – созидают себя); презрительное отношение к «детским забавам» (ко всему прошлому); окончательное падение авторитета взрослых; при интеллектуальной сохранности образуется мотивационная пустота («Ничего не надо!»). Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Эмоциональное состояние: чувство ненужности, покинутости; низкая самооценка (идеи суицида, истерики); социальные фобии. Физиологическое состояние: слабость, утомляемость; болезненность, проблемы с давлением; лень, плаксивость, нервозность. Основная потребность – ПОНИМАНИЕ: формирование «МЫ-концепции»; формирование референтных групп («свои» - «чужие»). «Не лезьте мне в душу!»
Взрослеющий ребёнок, как правило, ценит и принимает жизненный опыт родителей. Но только при условии, что взрослые не называют себя в качестве образца ежечасно и ежедневно. Чтобы ребёнок прислушался к их советам и замечаниям, им не следует оглушать его бесконечными проповедями. - ощущение жизненной уверенности.
Некоторые родители заранее приходят в ужас от переходного возраста своих детей. Они напряженно ждут неприятностей и потрясений, которые, по их мнению, неизбежно сопровождают подростковый период и последующие годы. Родители опасаются, что ребенок вырастет, и они потеряют его. Исчезнет былое взаимопонимание, послушание и детская прелесть. Нередко родители переносят собственный страх и неуверенность на подрастающего ребенка.
учёба; выбор друзей; поведение (самостоятельность); непонимание; интересы (увлечения); уважение к родителям (авторитет); вредные привычки. перегрузка (много обязанностей).
добрые и строгие (в каких-то ситуациях); заботливые; помогающие; сами не имеющие вредных привычек; хозяйственные (уют в доме). хорошая учёба; без вредных привычек; понимающие; уважающие; помогающие; увлекающиеся чем-либо (спорт и т.п.); имеющие общие темы для общения с родителями
Для ребёнка же важен любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам, шутливо потолкаться и т. п. Очень важны разговоры О ЧУВСТВАХ – для понимания причин поступков. Не забывайте ласково прикасаться к своим детям и спрашивать о самочувствии!
Если, требуя приличного поведения, родители в основном опираются на приказы, ребенок может быть послушным. Но он склонен повиноваться только потому, что мама и папа требуют этого, а вовсе не потому, что так вести себя лучше; это поведение не становится для него ценностью и нормой. Обращайтесь к ребёнку с ПРОСЬБАМИ! Это важно! Если вместо ПРИКАЗОВ будут чаще звучать ПРОСЬБЫ, ребенок будет расти в полной уверенности, что родители на его стороне, что они его союзники, что они хотят помочь ему сформировать характер и выработать свою линию поведения.
Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее! Если им ничего не дается, им нечего возвращать. Безусловная любовь отражается безусловно, а обусловленная любовь и возвращается в зависимости от тех или иных условий. Хотите, чтобы вас любили ПРОСТО ТАК, ни за ЧТО-ТО? Тогда ПРОСТО любите своего ребёнка, а не за хорошую учёбу и приличное поведение. Любите его за то, что он ВАШ!
«Свод законов» успешного преодоления трудностей. 1 закон – Нужно учить ребёнка соблюдать определённые правила поведения терпеливо и постепенно. 2 закон – Запреты и требования должны быть гибкими, и их не должно быть много. 3 закон – Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка. 4 закон – Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными. 5 закон – Запреты и требования должны быть разъяснены ребёнку. 6 закон – Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.
Техника установления контакта с ребенком – активное слушание. 4 правила активного слушания: 1. разговаривать лицом друг к другу. 2. дать ребенку обратную связь: Задать уточняющие вопросы (ты решил …?) Назвать чувства ребенка (…и ты обиделся..) 3. Держать паузу! (молчать после каждой реплики). 4. Полезно повторить ребенку то, что Вы услышали от него. Обозначить его чувства. 3 выгоды активного слушания. Ослабнет отрицательное переживание ребенка. Ребенок начнет рассказывать о себе все больше. Он сам продвигается в решении своей проблемы.
Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть Если ребёнок живёт во вражде, то он учится быть агрессивным Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других Если ребёнка часто хвалят, то учится быть благодарным Если ребёнок растёт в безопасности, то он учится верить в людей Если ребёнка поддерживают, то он учится… ценить себя Если ребёнка высмеивают, то он будет замыкаться в себе …находить любовь в этом мире и любить окружающих Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, то он учится
Чем проповедь выслушивать, Мне лучше бы взглянуть, И лучше проводить меня, Чем указать мне путь. Глаза умнее слуха, Поймут всё без труда, Слова порой запутаны, Пример же – никогда. Тот лучший проповедник – Кто веру в жизнь провёл. Добро увидеть в действии – Вот лучшая из школ. И если всё мне показать, Я выучу урок. Понятней мне движенье рук, Чем быстрых слов поток. Должно быть, можно верить И мыслям, и словам. Но я уж лучше погляжу, Что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму Твой правильный совет? Зато пойму, как ты живёшь, По правде или нет…