Чудный дар природы вечной, дар бесценный и святой, В нём источник бесконечный наслажденья красотой! Солнце, небо, звёзд сиянье, море в блеске голубом, Всю природу и создания мы лишь в свете познаем! текст ариозо Водемона из оперы «Иоланта» П.И.Чайковского
Тема урока: «Свет. Волновая природа света. Источники света»
Что же такое свет? Свет это электромагнитное изучение, воспринимаемое глазом по зрительному ощущению
1) Мело, мело по всей земле, Во все пределы. Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела на столе, Свеча горела... Свеча горела... Б. Пастернак. Зимняя ночь
2) Солнце сияет, а месяц светит.
3) Ориентирование по свету важно, когда надо выдержать направление движения, особенно ночью. Прекрасными ночными ориентирами являются маяки на морях и аэродромах, различные сигнальные огни на реках, костры, ракеты, свет электрического фонаря или фар автомобилей. Вертикальные лучи прожектора можно увидеть с расстояния 50 км, костер с 68 км, свет карманного фонаря виден на расстоянии примерно 1,5 км. 3) Ориентирование по свету важно, когда надо выдержать направление движения, особенно ночью. Прекрасными ночными ориентирами являются маяки на морях и аэродромах, различные сигнальные огни на реках, костры, ракеты, свет электрического фонаря или фар автомобилей. Вертикальные лучи прожектора можно увидеть с расстояния 50 км, костер с 68 км, свет карманного фонаря виден на расстоянии примерно 1,5 км.
4) Особенно красиво ночное море в тропиках. Полное впечатление, что море горит, полыхает, переливается красками. Бывает, что за кормой идущего судна на воде вспыхнет яркий зеленовато-белый свет. Пылающее пятно растет и постепенно окружает теплоход кольцом. Затем оно отделяется от судна, и тогда кажется, что это зарево большого города. Источником такого свечения являются живые микроорганизмы. 4) Особенно красиво ночное море в тропиках. Полное впечатление, что море горит, полыхает, переливается красками. Бывает, что за кормой идущего судна на воде вспыхнет яркий зеленовато-белый свет. Пылающее пятно растет и постепенно окружает теплоход кольцом. Затем оно отделяется от судна, и тогда кажется, что это зарево большого города. Источником такого свечения являются живые микроорганизмы.
5) В Бразилии и Уругвае водятся красновато- коричневые светлячки с рядами ярко-зеленых огоньков вдоль туловища и ярко-красной «лампочкой» на голове. Известны случаи, когда эти природные светильники обитатели джунглей спасали жизнь людей: во время испано-американской войны врачи производили операции при свете светлячков, насыпанных в бутылку. 5) В Бразилии и Уругвае водятся красновато- коричневые светлячки с рядами ярко-зеленых огоньков вдоль туловища и ярко-красной «лампочкой» на голове. Известны случаи, когда эти природные светильники обитатели джунглей спасали жизнь людей: во время испано-американской войны врачи производили операции при свете светлячков, насыпанных в бутылку.
6) Остров Врангеля является заповедником, расположенным в природной зоне, именуемой географами арктической пустыней. На человека, никогда не бывавшего в Арктике, природа этого края производит неизгладимое впечатление. Десять месяцев с сентября по июнь на острове царствует зима. В самый разгар ее, с середины ноября по январь, солнце здесь не показывается над горизонтом наступает полярная ночь. Бескрайние снежные равнины острова и ледяные просторы окружающих морей сливаются в сплошную однообразную белую пустыню, освещаемую лишь светом луны или полярного сияния. 6) Остров Врангеля является заповедником, расположенным в природной зоне, именуемой географами арктической пустыней. На человека, никогда не бывавшего в Арктике, природа этого края производит неизгладимое впечатление. Десять месяцев с сентября по июнь на острове царствует зима. В самый разгар ее, с середины ноября по январь, солнце здесь не показывается над горизонтом наступает полярная ночь. Бескрайние снежные равнины острова и ледяные просторы окружающих морей сливаются в сплошную однообразную белую пустыню, освещаемую лишь светом луны или полярного сияния. 7) Впотьмах и гнилушка светит.
Вопросы к учащимся: 1. Какой источник света позволяет читать вам эти строки: естественный или искусственный? Назовите этот источник света. 2. Что общего и в чем различие между излучением, создаваемым чайником с кипятком, и излучением, создаваемым электрической лампой; излучением, создаваемым нагретым утюгом, и излучением, создаваемым пламенем костра? 3. Свет излучают раскаленный металл, экран телевизора, молния, экран на дисплее компьютера, пламя горящей древесины, электрическая лампа накаливания, жучки- светлячки. Укажите, какие из этих источников света относятся к тепловым, а какие – к холодным (люминесцентным) источникам света.
Проверь! вопроса вопроса ОтветАГВДБ
Домашнее задание 1. § 62, стр читать, конспект в тетради. 2. упр. 29 (1) – устно 3. Дополнительные задания (творческие): - найти загадки и пословицы о свете; - найти в художественных произведениях описание источников света – придумать задания к этим описаниям, оформить; – подготовить доклад: «Солнечные и лунные затмения»
Рефлексия - Что заинтересовало вас на уроке более всего? - Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке? Совет: Начните свой ответ словами: Совет: Начните свой ответ словами: « Мне удалось: узнать…понять…научиться…(другое)… « Мне удалось: узнать…понять…научиться…(другое)… больше всего мне сегодня запомнилось…самым интересным было. больше всего мне сегодня запомнилось…самым интересным было.