Диссертация на соискание степени магистра педагогических наук Соискатель – Селиванова Е. А. Научный руководитель – доктор гуманитарных наук в области языкознания, Старший преподаватель Нижнёва - Ксенофонтова Н. Л.
Содержание Тема и руководитель Актуальность Поставленные цели и задачи Объект и предмет исследования Научная гипотеза Основные результаты Научная новизна Положения, выносимые на защиту Спасибо за внимание
Актуальность В современном мире все сферы деятельности людей подвержены влиянию новых информационных технологий, что приводит к многообразным преобразованиям в сфере социальных отношений, материального и духовного производства. Образование как важный социальный институт (так как именно здесь происходит формирование личности) испытывает на себе влияние информационной революции, что проявляется в изменении его содержания и функций. Активное использование НИТ в сфере образования способствует формированию информационной культуры личности, повышает эффективность учебно- воспитательного процесса и качество профессиональной подготовки студентов. Эти цели достигаются с помощью продуктивного использования компьютера в качестве средства обучения и инструмента интеллектуальной деятельности.
Актуальность В настоящее время существует множество разнообразных средств новых информационных технологий.Среди СНИТ, используемых в учебном процессе, особое место занимает компьютер. Благодаря своему техническому потенциалу, дидактическим свойствам, компьютер может выступать в качестве эффективного средства обучения иностранному языку. Внедрение компьютера в учебный процесс приводит к появлению новых организационных форм обучения. Оно обеспечивает реализацию таких моделей учебной деятельности, как самостоятельное и управляемое усвоение знания. Так, компьютерные обучающие программы могут быть использованы как для организации самостоятельной работы учащихся, так и в ходе занятия по ИЯ на этапе объяснения нового учебного материала. В последнем случае обучающийся имеет возможность непосредственного контакта с педагогом и учебным содержанием, представленным посредством мультимедийной учебной программы.
Актуальность В связи с тем, что современный рынок электронных продуктов не раз полагает специально созданными для объяснения нового учебного материала электронными программами, у учителя возникает потребность в разработке относительно несложных мультимедийных учебных приложений собственными силами, но недостаточный уровень подготовки учителей порождает противоречия между потребностями учебного процесса и реальными возможностями педагогов. Возникшее противоречие обусловлено недостаточной изученностью педагогических и методических основ создания и использования мультимедийных учебных приложений по ИЯ.
Поставленные цели и задачи Цель исследования: привести методику обучения иноязычному общению студентов неязыковых специальностей посредством мультимедийных презентаций.
В соответствии с целью в работе ставились и решались следующие задачи: Провести анализ философской, психолого-педагогической и методической научной литературы по проблеме исследования с целью определения базовых понятий и методической основы работы. Проанализировать состояние современного опыта внедрения НИТ в область обучения ИЯ в ПолесГУ. Раскрыть специфику использования мультимедийных презентаций при обучении иностранному языку в неязыковом вузе, создать классификацию мультимедийных презентаций, предназначенных для обучения иноязычному общению студентов неязыковых специальностей. На основе опытно-экспериментального обучения осуществить проверку эффективности предложенной методики и разработать методические рекомендации для преподавателей иностранного языка. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения МУП в учебном процессе по ИЯ.
Объект и предмет исследования Объект исследования: процесс обучения общению на иностранном языке студентов неязыковых специальностей. Предмет исследования – использование мультимедийных презентаций в обучении иностранному языку.
Научная гипотеза Внедрение методики применения мультимедийных презентаций в обучение студентов общению на немецком языке позволит усовершенствовать процесс практико - ориентированного обучения немецкому языку в целях повышения конкурентоспособности выпускников на международном рынке труда
Основные результаты Анализ проведённых занятий показал, что применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала студентами и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование слайд-фильмов с экрана компьютера на большой настенный экран.
Основные результаты Так же в ходе апробации выявлено, что эффективность воздействия учебного материала на студентов во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание студентов на значимых моментах излагаемой информации, воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную. Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под возрастные, психологические особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.
Основные результаты Разработанные грамотно презентации ориентированы на разнообразие форм познавательной деятельности и дифференцированную работу студентов. Использование мультимедийной презентации на занятии позволяет: - повысить мотивацию студентов; - использовать большое количество иллюстративного материала; - интенсифицировать занятие, исключив время для написания материала на доске; - вовлечь студентов в самостоятельный процесс обучения.
Научная новизна исследования Научная новизна данного исследования заключается во внедрении методики применения мультимедийных презентаций при обучении студентов общению на немецком языке в учебный процесс с целью развития навыков общения на немецком языке. Новизной исследования может являться раскрытие специфики использования мультимедийных презентаций при обучении иностранному языку в неязыковом вузе.
Положения, выносимые на защиту Применение мультимедийных презентаций в процессе обучения способствует повышению навыков общения на иностранном языке студентов неязыковых специальностей и повышению их конкурентоспособность на международном рынке труда. Использование мультимедийных презентаций позволяет сформировать у студентов необходимые практические умения и навыки коммуникации в реальных условиях.
Положения, выносимые на защиту Применение мультимедийных презентаций целесообразно для формирования устойчивой мотивации, развития познавательных интересов студентов. Эффективность профессиональной деятельности преподавателя по развитию у студентов навыков иноязычного общения обусловливает необходимость интеграции мультимедийных презентаций в учебный процесс.