пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать)
Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика
это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания
состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения
познавательная; коммуникативно- развивающая; социально-ориентационная.
нахождение проблемной формулировки темы занятия; организация учебного пространства, располагающего к диалогу; мотивационная готовность учащихся и педагога к совместным усилиям в процессе познания; создание специальных ситуаций, побуждающих школьников к интеграции усилий для решения поставленной задачи; выработка и принятие правил учебного сотрудничества для школьников и педагога; использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.; оптимизация системы оценки процесса и результата совместной деятельности; развитие общегрупповых и межличностных навыков анализа и самоанализа
организовывать процесс исследования задачи таким образом, чтобы оно воспринималось обучаемым как собственная инициатива; целенаправленно организовывать для учащихся учебные ситуации, побуждающие их к интеграции усилий; создавать учебную атмосферу в классе и дозировать свою помощь учащимся; осознавая педагогическое взаимодействие как влияние реакций обучаемых на управляющие воздействия педагога, решать нестандартные учебные и межличностные ситуации; сохраняя свой научный авторитет, помогать учащимся не попадать под его зависимость, которая сковывает их мыслительную деятельность, а проявлять самостоятельность в интеллектуальном поведении.
предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем
доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
реализовать субъект - субъектный подход в организации учебной деятельности; формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся; усилить мотивацию к изучению предмета; создать благоприятную атмосферу на уроке; исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников; самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения; отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся
обучение через опыт и сотрудничество; учет различий в стилях познания; поисковые и исследовательские методы; игровые методы.
Разминка Объединение в группы Организация учебной деятельности учащихся в группе Подведение итогов Презентация групповых решений Рефлексия
«по желанию». формировании групп самим учителем путем случайного подбора
усвоение учебной задачи, стоящей перед группой; процесс поиска (обсуждения) лучшего решения; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы; презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом
Роль лидера отсутствует Невозможность доминирования обеспечивается сменой ролей в ходе выполнения заданий, что также дает возможность каждому участнику освоить широкий спектр функций
Компоненты деятельности Функции группы, ведущие к успешной деятельности Решение задачОказание поддержки Роли членов группыИнициатор, разработчик, координатор, контролер, оценщик, интерпретатор, секретарь, «гонец», докладчик, хранитель времени и др. Вдохновитель, гармонизатор, организатор общения, доброжелательный слушатель. Содержание деятельности Внесение, принятие предложений, сведений, мнений, их обработка. Поддержка начинаний, побуждение к высказываниям, принятие чужих идей. РезультатМобилизация всех членов на поиск и достижение поставленной перед группой цели. Укрепление взаимной приязни членов группы и их сплоченности, что облегчает достижение групповой цели.
в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники; каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая; следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации; если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?..»); только после этого делаются выводы; каждый имеет право попросить каждого о помощи; каждый обязан помочь тому, кто обращается за помощью; критикуются идеи, а не личности; цель в совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точке зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.
Формы межгруппового общения Варианты презентации групповых решений Совместно – индивидуальная Каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них выбирается лучшее («ярмарка») Совместно – последовательная Продукт деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы («лесенка», «эстафета») Совместно – взаимодействующая Из предложений выбираются определенные аспекты групповых решений, на основании которых затем вырабатывается общий для всего коллектива итог («мозаичная картинка»)
Работа в парах Ротационные (сменные) тройки. Карусель. Работа в малых группах. Аквариум. Незаконченное предложение. Мозговой штурм. Броуновское движение. Дерево решений. Ролевая (деловая) игра. Дискуссия. Дебаты.
Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника
несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют
движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме
класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи
Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию