Сложноподчиненное предложение
Человек должен быть наделен фантазией, чтобы творить. ] [ ( ) для чего?
к чему относится изъяснительными виды обстоятельственных придаточных место придаточного Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными падежные вопросы на какой вопрос отвечают? какой? к существительному в главном предложении Свободное (до, после, внутри главного предложения) Образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия определительными
Цифровой диктант
Выполним задания А, В А1 Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: « Какое качество выделяет автор текста у юриста Кони?» 1) А. Кони умел прощать окружающим слабости. 2) А. Кони не любил людей, искажающих слова. 3) А. Кони профессионально занимался изучением русского языка. 4) А. Кони страстно боролся за чистоту русского языка.
А2 Какое из утверждений противоречит позиции автора? 1) Изменения в языке часто происходят за счет изменения значения слов. 2) Изменения значений старых слов происходят буквально на глазах. 3) Часто появление новых значений раздражают, они кажутся уродливыми. 4) Язык не должен меняться.
А3 Как характеризует А. Кони информация, заключенная в предложениях 3-9? 1. А. Кони – человек грубый, раздражительный. 3. А. Кони – человек, непонятный окружающим. 4. А. Кони – человек большой доброты. 2. А. Кони – человек, с усердием борющийся за чистоту русского языка.
В7 В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения. Скажу только, что среди этих слов было немало таких, которых встречал я с любовью и радостью. А сейчас я говорю лишь о тех, что вызвали у меня отвращение. (2) (3) (1)
В14 Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с однородными придаточными. Напишите номер того предложения. (17) Поначалу я был твердо уверен, что это слова – выродки, слова – отщепенцы, что они искажают и коверкают русский язык, но потом, наперекор своим вкусам и навыкам, попытался отнестись к ним гораздо добрее.
1 группа: А4 – 1 А7- 3 В1 – известный В5 – 1,2 В10 – 6, 8, 10 2 группа: А5 – 1 В2- страстный В4 – уверен В6 – 1 В11 – 3 3 группа: А6 – 2 В3- никогда В8 – со страстной ненавистью В12 – 3 В13 – 18
Тест «Сложноподчиненное предложение» 1. Сложноподчиненные предложения – то предложения, в которых а) нет союзов и союзных слов; б) простые предложения связываются сочинительными союзами; 2. Сложноподчиненные предложения с однородным подчинением – это такие предложения, в которых б) придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению 3. Какие предложения соответствуют схеме [ ], ( ), ( ) б) я признаюсь, что в то время у меня, как и у большинства моих коллег, настроение было какое-то приподнятое солнечное в) одно из предложений подчинено другому. а) придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению; а) мы каждое утро шли на работу с приподнятым настроением, чтобы передать детям все тепло, какое в нас есть.
4. Какое из сложноподчиненных предложений имеет придаточное изъяснительное: а) пришло время, когда необходимо души человеческие спасать. 5. Найдите «третье лишнее»: а) придаточные обстоятельственные в) придаточные изъяснительные б) мы радуемся тому, что к нам в коллектив приходят наши бывшие выпускники. б) придаточные времени
Поделитесь своими впечатлениями Закончите фразу, которая должна представлять сложноподчиненное предложение. 1. Главным для меня уроке было то, … 2. Меня огорчило то, что … 3. Итогом урока считаю то, … 4. Я рад, что … 5. Я хотел бы, чтобы …
Критерии оценок баллов – «5» (отлично) баллов – «4» (хорошо) 49 – 30 баллов – «3» (удовлетворительно) Менее 29 баллов – «2» (неудовлетворительно)
Домашнее задание Повторить теоретический материал о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. Выписать из текста сложноподчиненные предложения, составить схемы, определить вид придаточных. Индивидуальное задание: выполнить тест