Прекрасно там, где пребывает милосердие… И если оно однажды проникло к нам в душу, то оно подобно яркой и несмываемой краске, которая сходит только вместе с тканью Конфуций
2 Выполнить тестовые задания «группы А» с выбором ответа, показав точность понимания исходного текста.
А1. В каком из высказываний содержится главная мысль текста? 1) С человеком случилась беда: упал на улице, сломал нос, вывихнул руку. 2) В ожидании помощи особенно хорошо запоминаются лица людей, проходивших мимо. 3) Главное правило фронтовой жизни – оказание помощи всем, кто в ней нуждался. 4) Пройти мимо чужой беды стало для людей почти чувством привычным. А2. К какому стилю и типу речи относится текст? 1) Разговорный стиль; повествование. 2) Художественный стиль; описание. 3) Публицистический стиль; рассуждение. 4) Научный стиль; описание.
А3. Укажите, в каком значении употреблено слово «милосердие»? 1) Выражение сочувствия, сожаления. 2) Жалость к пострадавшему. 3) Готовность простить. 4) Гуманность, готовность помочь из сострадания. А4. Какое средство речевой выразительности используется в предложениях: «Могли ли меня принять за пьяного?.. Но даже если и принимали за пьяного – они же видели, что я весь в крови…почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чём дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным?» 1) Гипербола. 2) Антитеза. 3) Риторические вопросы. 4) Эпитеты.
Задания «группы В» с выбором краткого ответа, который нужно записать цифрами или словами.
В1. Выпишите цифры, обозначающие запятые при причастном обороте. Язапомнил лица многих людей,(1) проходивших мимо,(2) - видимо,(3) безотчётным вниманием ожидания помощи. В2. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения. Боль Боль путала сознание,(1) но я понимал,(2) что,(3) если лягу сейчас на тротуаре,(4) люди преспокойно будут перешагивать через меня,(5) обходить. В3. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Кое-кто,(1)Кое-кто,(1) может,(2) и нарушал этот закон фронтовой жизни, (3)так ведь были и дезертиры,(4) и самострелы. В4. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчинённого предложения. Вцентре города,(1) на Кировском проспекте,(2) недалеко от дома,(3) где живу.
В5. Из предложения 27 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. В6. Замените слово «оглашать» из предложения 27 нейтральным стилистическим синонимом и запишите его. В7. Напишите количество грамматических основ в предложении 26. В8. Замените в предложении 35 словосочетание « фронтовая жизнь», построенное на основе связи «согласование», синонимичным словосочетанием со связью «управление», запишите его. В9. Из предложений 4-6 выпишите номер предложения с однородными членами. В10. Из предложений найдите и выпишите одиночное деепричастие
«Расшифровка» текста – 1 вариант Задание: «расшифровать» текст эпиграфа нашего урока, т.е. извлечь из него всё, что хотел сказать великий китайский мудрец Конфуций. Компрессия мини-текста (1 абзац) - 2 вариант Задание: 1. Выделить основную и второстепенную информацию. 2. Записать микротему. 3. Компрессировать текст. 4. Указать приёмы компрессии Диалог с текстом
Творческие эскизы Написать творческий эскиз - ответ на вопрос Д.Гранина: «Что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу душу?» Доработать заготовку эскиза-ответа на вопрос «В чём я вижу причины снижения нашей отзывчивости по отношению к окружающим нас людям?»
Карточка – заготовка с творческим заданием: Карточка – заготовка с творческим заданием: Задание: вставить в текст на карточках подходящие по смыслу слова и словосочетания. Мне кажется, что причина « снижения нашей отзывчивости» в том, что люди думают в первую очередь о…, а уж потом о…. Для них единственным смыслом в жизни становится добыча…. Такая позиция, конечно, …, но изменить её быстро нельзя. Ещё одна причина «вымирания» … в том, что утрачены вековые традиции воспитания родителями в детях …, …. И если каждый будет … относиться к окружающим людям, … друг другу, тогда все будут … !
Домашнее задание: Напишите небольшое по объёму (50 слов) сочинение – рассуждение на данную тему. Выразите свою позицию по ней, приведите не менее 2-х аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.