Учебный «портфолио» в начальной школе – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.
Основные цели портфолио: 1) смещение в сознании детей, их родителей акцента с того, что младший школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. 2) создание места для накопления способов и средств действия («инструментов») учащихся и изготовление с их помощью различных «справочников», «помощников». 3) создание места для построения пути (маршрута) движения класса и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути – рефлексивная составляющая «портфолио».
Задачи ведения портфолио в начальной школе: Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки уверенности в собственных возможностях; Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни; Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; Формирование установки и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («Я реальный, «Я идеальный»); Формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности: учебной творческой социальной коммуникативной
Структура портфолио ученика Титульный лист Мой мир Моя учеба Мои достижени я Моя общественна я работа Моё творчеств о Мои впечатления Отзывы и пожелани я Портфоли о ученика
Титульный лист
-Моя семья; -Мои друзья; -Моя школа; -Мой город; -Мои увлечения; -Мои любимые школьные предметы и т.д.
-Контрольные работы по предметам; -Интересные проекты; -Отзывы о книгах; -Графики роста скорости чтения; -Творческие работы
Творческие работы: -стихи, сказки -рисунки -поделки
- Экскурсионно- познавательные программы - посещение театров, музеев, выставок
-грамоты -сертификаты -дипломы -благодарственные письма - фотографии призов (кубков, медалей)
Рекомендации и пожелания учителя по итогам учебного года
Конкурс лучших портфолио. Номинации: «Самый оригинальный портфолио» «За лучшее оформление работ» «Идея!» «За многогранность таланта» «За трудолюбие» «За творческий подход»
Работа над портфолио в начальной школе – это первый этап долгосрочного проекта, успех которого будет зависеть от грамотно спланированной деятельности ученика.