«Актуальные задачи современной модели образования» Цель проекта: Необходимым условием формирования развитой экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
Задачи проекта: Первая – модернизация институтов образования как инструментов социального развития, включая: Первая – модернизация институтов образования как инструментов социального развития, включая: -создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; -создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; -создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию; -создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию; -создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; -создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; -создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся. -создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся. Вторая – формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях, включая: Вторая – формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях, включая: -создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации; -создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации; -создание условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения; -создание условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения; -создание прозрачной объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; -создание прозрачной объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; -создание механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования. -создание механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.
Третья – обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, включая: Третья – обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, включая: обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода; обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода; развитие вариативности образовательных программ; развитие вариативности образовательных программ; обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития; обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития; обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития. обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития. Четвертая – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включая: Четвертая – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включая: создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования; создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования; создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования. создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования.
Облик современной модели образования к 2020 году Ключевые общесистемные изменения Ключевые общесистемные изменения 1. В системе образования будет действовать новый организационно- экономический механизм, в рамках которого: 1. В системе образования будет действовать новый организационно- экономический механизм, в рамках которого: – введены налоговые стимулы финансирования получения образования физическими и юридическими лицами; – введены налоговые стимулы финансирования получения образования физическими и юридическими лицами; – значительная часть учреждений образования будет переведена в статус автономных с сохранением доли государственного финансирования; – значительная часть учреждений образования будет переведена в статус автономных с сохранением доли государственного финансирования; – все виды образовательных учреждений финансируются на основе подушевого принципа; – все виды образовательных учреждений финансируются на основе подушевого принципа; – действует гибкая система заработной платы преподавателей, выводящая ее в среднем на уровень сопоставимой со средним уровнем зарплаты в экономике и стимулирующая качество работы; – действует гибкая система заработной платы преподавателей, выводящая ее в среднем на уровень сопоставимой со средним уровнем зарплаты в экономике и стимулирующая качество работы; – действует несколько программ поддержки академической мобильности, совместных исследований университетов и бизнеса, инновационных образовательных программ; – действует несколько программ поддержки академической мобильности, совместных исследований университетов и бизнеса, инновационных образовательных программ; – развивается конкуренция образовательных учреждений разных форм собственности за получение как бюджетных, так и внебюджетных средств. – развивается конкуренция образовательных учреждений разных форм собственности за получение как бюджетных, так и внебюджетных средств. 2. Изменения коснутся принципов управления в системе образования: 2. Изменения коснутся принципов управления в системе образования: – общественность участвует в управлении и контроле качества образования как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровне (наблюдательные, попечительские и управляющие советы); – общественность участвует в управлении и контроле качества образования как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровне (наблюдательные, попечительские и управляющие советы); – учебные заведения регулярно обеспечивают потребителей и общественность информацией о своей деятельности, включая размещение такой информации на собственном сайте: образовательные программы и оценка их реализации, персональный состав преподавателей и их квалификация, бюджет учреждения, материально-техническая база, включая наличие библиотек, клубов, общежитий, спортивных сооружений, столовых; – учебные заведения регулярно обеспечивают потребителей и общественность информацией о своей деятельности, включая размещение такой информации на собственном сайте: образовательные программы и оценка их реализации, персональный состав преподавателей и их квалификация, бюджет учреждения, материально-техническая база, включая наличие библиотек, клубов, общежитий, спортивных сооружений, столовых; – по мере восстановления эффективного контракта с преподавателями возрастет роль профессионального (академического) самоуправления; сообщество преподавателей и научных сотрудников будет одним из главных участников принятия решений и контроля качества в системе образования как на уровне педагогических коллективов и ученых советов, так и в виде воссозданных предметных профессиональных ассоциаций. – по мере восстановления эффективного контракта с преподавателями возрастет роль профессионального (академического) самоуправления; сообщество преподавателей и научных сотрудников будет одним из главных участников принятия решений и контроля качества в системе образования как на уровне педагогических коллективов и ученых советов, так и в виде воссозданных предметных профессиональных ассоциаций.
3. Российская система образования будет интенсивно взаимодействовать с глобальной сферой образования: регулярное участие в международных сопоставительных исследованиях, активный поиск и использование лучших международных разработок в области технологий и содержания образования, увеличение импорта и экспорта образовательных услуг, привлечение российскими университетами научно-педагогических кадров из-за рубежа, деятельность российских ученых в университетах-партнерах за рубежом. 3. Российская система образования будет интенсивно взаимодействовать с глобальной сферой образования: регулярное участие в международных сопоставительных исследованиях, активный поиск и использование лучших международных разработок в области технологий и содержания образования, увеличение импорта и экспорта образовательных услуг, привлечение российскими университетами научно-педагогических кадров из-за рубежа, деятельность российских ученых в университетах-партнерах за рубежом. 4. На всех уровнях образовательной системы и в процессе самообразования граждан будет обеспечен доступ к образовательным ресурсам, прежде всего в форме общедоступных национальных библиотек цифровых образовательных ресурсов на основе собственных разработок и локализации лучших образовательных ресурсов со всего мира. Содержание и методы обучения будут модернизированы на основе эффективного использования возможностей современных информационно-коммуникационных технологий. 4. На всех уровнях образовательной системы и в процессе самообразования граждан будет обеспечен доступ к образовательным ресурсам, прежде всего в форме общедоступных национальных библиотек цифровых образовательных ресурсов на основе собственных разработок и локализации лучших образовательных ресурсов со всего мира. Содержание и методы обучения будут модернизированы на основе эффективного использования возможностей современных информационно-коммуникационных технологий. Это позволит резко увеличить возможности выбора образовательных ресурсов, обеспечить невиданную ранее вариативность образовательных траекторий на всех уровнях образования. Одновременно это приведет к необходимости смены образовательных технологий и роли учителя, резкому расширению его профессиональной дееспособности, способности выступать консультантом, направлять и оценивать самостоятельную деятельность учащихся. Это позволит резко увеличить возможности выбора образовательных ресурсов, обеспечить невиданную ранее вариативность образовательных траекторий на всех уровнях образования. Одновременно это приведет к необходимости смены образовательных технологий и роли учителя, резкому расширению его профессиональной дееспособности, способности выступать консультантом, направлять и оценивать самостоятельную деятельность учащихся. 5. В 2010–2020 гг. в системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения. Существенное повышение конкурентоспособности квалифицированного учителя, мастера производственного обучения и преподавателя на рынке труда приведет к притоку в систему образования новых высококвалифицированных и профессиональных работников. В то же время повышение заработной платы за счет селективных инструментов и нарастающее давление на неквалифицированных и непрофессиональных работников со стороны потребителей и профессионального сообщества приведут к обновлению кадрового корпуса. 5. В 2010–2020 гг. в системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения. Существенное повышение конкурентоспособности квалифицированного учителя, мастера производственного обучения и преподавателя на рынке труда приведет к притоку в систему образования новых высококвалифицированных и профессиональных работников. В то же время повышение заработной платы за счет селективных инструментов и нарастающее давление на неквалифицированных и непрофессиональных работников со стороны потребителей и профессионального сообщества приведут к обновлению кадрового корпуса. Данные механизмы кадрового обновления предстоит увязать с общими тенденциями модернизации пенсионной системы. Данные механизмы кадрового обновления предстоит увязать с общими тенденциями модернизации пенсионной системы.
Общее образование Произойдут изменения и в общем образовании: Общее образование Произойдут изменения и в общем образовании: - актуальной становится модель школьного образования, предполагающая разделение по возрастам, а именно: - актуальной становится модель школьного образования, предполагающая разделение по возрастам, а именно: создание специальных школ для младших школьников и для юношей. создание специальных школ для младших школьников и для юношей. - школьное образование будет ориентировано на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. - школьное образование будет ориентировано на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. -будут обновлены общеобразовательные программы. -будут обновлены общеобразовательные программы. -к 2010 году произойдет переход на профильное обучение. -к 2010 году произойдет переход на профильное обучение. -важную роль начнет играть как внешняя, так и внутренняя система оценки качества, -важную роль начнет играть как внешняя, так и внутренняя система оценки качества, -будет изменена система подготовки и переподготовки учителей. -будет изменена система подготовки и переподготовки учителей.