ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
Есте́ственное пра́во (лат. lex naturalis) – особая группа моральных прав, изначально основанная не на законе, а на представлениях о справедливости. лат. Есте́ственные пра́ва – возможность действовать определенным образом, основанная на том, что человек просто является человеком.
Свойства Естественных прав Естественные права одинаковы для всех людей независимо от их расы, пола, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения. Естественные права одинаковы для всех людей независимо от их расы, пола, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения. Эти права принадлежат каждому человеку в любой ситуации и в любой стране. Эти права принадлежат каждому человеку в любой ситуации и в любой стране. Они не могут быть куплены, заслуженны или унаследованы. Они не могут быть куплены, заслуженны или унаследованы. Никто не имеет права лишать человека этих прав. Никто не имеет права лишать человека этих прав.
Истоки Естественного права Представления о человеческой свободе, человеческой свободе, достоинстве, достоинстве, личной независимости, личной независимости, общественной справедливости, общественной справедливости, из которых впоследствии выросла концепция прав человека, существовали, по-видимому, в течение всей истории человечества. из которых впоследствии выросла концепция прав человека, существовали, по-видимому, в течение всей истории человечества.
Люди размышляли о справедливости и свободе всегда. Следы подобных размышлений можно найти практически во всех великих религиозно-этических учениях древности. Люди размышляли о справедливости и свободе всегда. Следы подобных размышлений можно найти практически во всех великих религиозно-этических учениях древности. Европейская культура унаследовала «спор о свободе» от античности. Европейская культура унаследовала «спор о свободе» от античности.
В VI–IV вв. до н.э в В VI–IV вв. до н.э в античных полисах античных полисах городах-государствах Древней Греции Древней Греции впервые прозвучали сами термины «политическая свобода», «равенство людей», «гражданские права».
В рамках афинской демократии возникла точка зрения на общественное устройство как на инструмент, существующий для достижения счастья, благоденствия и безопасности отдельных его граждан
Личное или общественное? Одной из самых острых дискуссий античности стал спор между теми, кто отстаивал приоритет интересов коллектива (чаще всего речь шла о полисе, т.е. государстве в целом) над правами отдельного индивидуума Одной из самых острых дискуссий античности стал спор между теми, кто отстаивал приоритет интересов коллектива (чаще всего речь шла о полисе, т.е. государстве в целом) над правами отдельного индивидуума
«Индивидуалисты» Среди защитников индивидуальной Среди защитников индивидуальной гражданской свободы эллинов мы видим лидера демократов лидера демократов Перикла, историка Фукидида, Фукидида, драматургов драматургов Эсхила, Эсхила, Еврипида и Софокла Еврипида и Софокла
Сторонники «общего блага» С другой стороны, крупнейший мыслитель античности Платон (и, отчасти, его ученик Аристотель) во многих работах настолько последовательно отстаивал ценность общественного неравенства и примат «общего блага» над личными интересами членов общества, что некоторые современные исследователи рассматривают его как «отца тоталитарных идеологий».