Психогенетические исследования темперамента и личности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ташкентский государственный институт физической культуры Выполнила студентка II курса гр Шарипова Юлия.
Advertisements

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПСИХОГЕНЕТИКА «Метод близнецов» Выполнила: Седунова Е.А. (ППВ-201) Проверила:
Словарь по обществознанию для 7 класса Ищенко А.Е., моу сош 4, ст. Кущёвская Краснодарского края.
Психогенетические исследования интеллекта. Психогенетика интеллекта: Коэффициент интеллекта (IQ). Общий, или генеральный, фактор интеллекта. Наследуемость.
Генотип как система взаимодействующих генов. Полигенное наследование.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Пьянкова С. Д., Бровко Е. Б. Кафедра психогенетики, факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Лаборатория онтогенеза индивидуальных различий, Психологический.
Когнитивные стили и их место в структуре психологических признаков (решение психологической проблемы средствами психогенетики)
Министерство здравоохранения РТ ГАОУ СПО«Зеленодольское медицинское училище/техникум» Тема Модификационная изменчивость Выполнила: Замалиева Э. Группа.
Ассортативность и изменение диапазона индивидуальных различий в популяции М.С. Егорова 15 февраля 2012 г.
ТЕМПЕРАМЕНТ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ КУРСА «ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ» Исаченко Наталья Валентиновна, учитель МБОУ «Седельниковская СШ 1»
Лекция 8. Абсолютные и относительные показатели. План лекции 1. Понятие абсолютных показателей 1. Понятие абсолютных показателей 2. Понятие относительных.
Эмоциональная интеллигентность. Что такое эмоциональная интеллигентность? Эмоциональная интеллигентность означает нечто большее, чем быть хорошим человеком.
Виды темпераментов. темперамент – это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека,
Видеосюжет Норма и отклонения в развитии ребенка Критерии нормальности: Идентичность. Автономность. Адекватная самооценка. Норма – средняя величина чего-либо.
Концепция темперамента В.М. Русалова. Одной из современных и достаточно широко используемых концепций темперамента является теория, разработанная под.
Работу выполнила студентка 4 курса 42 группы Левина Е.М. Научный руководитель: Митяшина А.А. Семейное воспитание и его влияние на адаптацию к школе детей.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Феноменология психического развития Теория культурно-исторического развития высших психических функций Возрастная периодизация психического.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ВОДИТЕЛЯ И СТАТИСТИКА ДТП МАГИСТРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ ЮУрГУ – Руководитель проекта, канд.психол.н., доц.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Транксрипт:

Психогенетические исследования темперамента и личности

Основные признаки темперамента 1.Формально-динамический характер или стиль поведения 2. Связь с биологическими подструктурами 3. Генетическая обусловленность 4. Проявление в раннем детстве 5. Онтогенетическая стабильность 6. Проявление в широком классе ситуаций (кросс- ситуативность) 7. Проявление в максимально трудных для человека условиях

Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента (А. Томаса и С. Чесс (1957 г)). 1) активность - уровень двигательной активности; 2) ритмичность - регулярность времени появления поведенческих реакций (ритмы сна-бодрствования, потребности в кормлении и т.п.); 3) приближение или удаление - реакция на новые стимулы; 4) адаптивность - легкость привыкания к новой обстановке; 5) интенсивность реакций - уровень интенсивности различных проявлений (радости, гнева и т.п.); 6) порог реактивности - интенсивность воздействия, необходимая для возникновения реакции; 7) преобладающее настроение; 8) отвлекаемость - возможность изменения поведения под влиянием новых стимулов; 9) устойчивость внимания/настойчивость - склонность длительное время заниматься чем-либо и стремление продолжать деятельность при возникновении препятствий

Близнецы обследовались в возрастах 2 мес., 9 мес., 6 лет и 15 лет. Во всех возрастах МЗ близнецы демонстрировали гораздо большее сходство, чем ДЗ близнецы. Показатели темперамента 2 месяца 9 месяцев 6 лет 15 лет r МЗ r ДЗ r МЗ r ДЗ r МЗ r ДЗ r МЗ r ДЗ Активность 0,750,470,850,710,930,140,950,16 Приближение-удаление 0,780,860,870,390,940,450,390,43 Адаптивность 0,810,830,950,530,810,680,920,35 Интенсивность 0,820,520,850,020,950,540,85-0,19 Порог реактивности 0,910,720,890,200,850,230,94-0,29 Настроение 0,840,160,860,320,370,060,950,41 Внимание/настойчивость --0,120,240,730,270,930,35

А. Басс и Р. Пломин. 1)активность - проявление энергетического уровня в двигательной деятельности (темп движений, интенсивность и выносливость); 2)эмоциональность - проявление негативных эмоций гнева и страха; 3) социабельность (общительность) - стремление к контактам с людьми.

Близнецовые исследования в целом демонстрируют большее сходство МЗ близнецов по показателям темперамента. присутствует неаддитивное наследование (доминирования и эпистаза). на результаты могли повлиять особенности отношений между близнецами. Например, МЗ близнецы в силу их генетической идентичности могут оказываться в более похожих средовых условиях, которые влияют на оценки темперамента. можно предположить, что средовые факторы могут повышать сходство МЗ близнецов. Окружающие их не различают и относятся к ним одинаково. еще одна причина, которая включает в себя и генетические, и средовые факторы, связана с различиями в возрасте между сравниваемыми парами родственников. Методы исследования темперамента различаются в разных возрастах, поэтому, меняются и поведенческие проявления, по которым судят о темпераменте.

Результаты генетических исследований темперамента подтверждают предположение о том, что индивидуальные различия в свойствах темперамента испытывают влияние генотипа свойства темперамента, связанные с активностью, эмоциональностью и общительностью, проявляются в раннем детстве, являются относительно устойчивыми и, по всей видимости, в значительной мере зависят от влияний генотипа.

В настоящее время выделяют пять факторов ("Большая пятерка" ("big five")), каждый из которых имеет положительный и отрицательный полюса: 1.Экстраверсия. Положительный полюс этого фактора - общительность. Отрицательный - стремление к одиночеству, замкнутость. 2.Альтруизм, склонность идти навстречу людям. Положительный полюс - дружелюбность, Отрицательный - неуступчивость, недружелюбие. 3.Сознательность, контроль импульсивности. Положительный полюс - ответственность. Отрицательный - безответственность, неорганизованность 4.Невротизм, негативные эмоции. Положительный полюс - эмоциональная уравновешенность. Отрицательный - тревожность, страхи. 5. Открытость новому опыту, восприимчивость, когнитивная сложность. Положительный полюс - широкие интересы, склонность к получению новых знаний и опыта. Отрицательный - бедность интересов, ограниченность.

опросник опросник Г. АйзенкаГ. Айзенка диагностика трех общих свойств личности - экстраверсии, невротизма и психотизма - коррелирует с первым, вторым, третьим и четвертым факторами Большой пятерки (Экстраверсия, Альруизм, Сознательность, Невротизм) В целом оценки наследуемости экстраверсии- интроверсии, полученные в результате обобщения многих работ, составляют порядка 40%, тогда как для невротизма они несколько ниже - 30%. Данных по психотизму слишком мало и они противоречивы.

Выборка Экстраверсия-интроверсия Невротизм МЗ близнецыДЗ близнецыМЗ близнецыДЗ близнецы Же н. Муж.Жен.Муж.Жен.Муж.Жен.Муж. США Швеция Австралия Финляндия 0,62 0,54 0,53 0,49 0,57 0,47 0,50 0,46 0,28 0,21 0,19 0,14 0,20 0,20 0,13 0,15 0,48 0,54 0,52 0,43 0,58 0,46 0,46 0,33 0,23 0,25 0,26 0,18 0,26 0,21 0,18 0,12 Суммарное количество пар Средние коэффициенты корреляции, подсчитанные по результатам этих исследований, составили для МЗ близнецов по экстраверсии- интроверсии 0,51, по невротизму - 0,48, а для ДЗ близнецов - соответственно 0,18 и 0,20. Такие результаты дали основание предположить, что наследуемость параметров экстраверсии- интроверсии может включать неаддитивный компонент и эффекты близнецовой среды.

Показатели наследуемости шкальных оценок Миннесотского многофазного личностного опросника (Fuller J.L., Thompson W.R., 1978) Название шкалы Показатель наследуемости h 2 Ипохондрия Депрессия Истерия Психопатия Мужественность- женственность Паранойяльность Психастения Шизоидность Гипомания Социальная интроверсия 0,17 0,35 0,21 0,28 0,09 0,21 0,35 0,27 0,17 0,37 Коэффициенты наследуемости сильно варьируют, но в среднем составляют от 30 до 50%.

Наследуемость свойств Большой пятерки по данным различных авторов (приводится по: T.J. Bouchard and J. C. Loehlin, 2001) Коэффициенты наследуемости Loehli n Обзор 1992 Jang et al (Канад а) 1999 Walter (США ) 1998 Loehli n et al (США ) 1998 Reimann et al (Германия ) 1997 Экстраверсия Альтруизм, склонность идти навстречу людям Сознательность, контроль импульсивности Нейротицизм Открытость новому опыту, восприимчивость, когнитивная сложность МЗ пары ДЗ пары

наследуемость личностных черт - на уровне 40-60% почти полное отсутствие влияний общей среды. оставшиеся 40-60% вариативности личностных факторов приходятся на долю различающейся (индивидуальной) среды. в семейных исследованиях и исследованиях приемных детей корреляции в парах "родители-дети" и "сибсы", как правило, оказываются менее 0,20. Оценки наследуемости при этом оказываются ниже, чем в близнецовых исследованиях (около 30%). объяснением таких расхождений является присутствие неаддитивного компонента наследуемости. наследуемость факторов низшего порядка %

Концепция нормы реакции и развитие. Эти генотипы дают разные фенотипы в двух диапазонах среды Е1 (обедненная) и Е2 (обогащенная)

даже при 100%-ной наследуемости есть возможность для влияния среды на формирование признака в индивидуальном развитии. В более благополучной среде генотип определяет значительную часть вариативности

норма реакции для интеллекта не меняется в нормальных средовых условиях, но сужается при обедненных С одной стороны, в генетике поведения получено много доказательств того, что вариативность психологических характеристик испытывает небольшое влияние общей среды с другой стороны, при исследовании усыновления детей, при котором они попадают из неблагоприятных условий развития в хорошие, показано, что среда может иметь значение, которое трудно переоценить: интеллект детей, попавших при усыновлении в благоприятные для развития условия, более чем на стандартное отклонение превышает интеллект их биологических матерей в благоприятных условиях развития все дети будут иметь возможность максимально проявить свои генетические потенциалы, и поэтому показатели наследуемости будут высокими и одинаковыми в группах детей с низким интеллектом и в группах детей с вы­соким интеллектом. И наоборот.

Случайности развития. 1. случайности в подборе родительских пар, гены которых слагают генотип индивида; 2. случайности эпигенетических (то есть внешних по отношению к генотипу) процессов в пределах индивидуального онтогенеза; 3. случайности материнской среды, в которой развивается индивид; 4. случайности не материнской среды, в которой развивается индивид Все внешние по отношению к генам события, которые имеют место в процессе онтогенеза, в совокупности с генетическими факторами создают тот фон, на котором протекает развитие

Историзм развития Любая система организма на протяжении жизни находится в процессе постоянного развития и обновления. одно и то же средовое воздействие может вызвать разные последствия в зависимости от стадии онтогенеза, на которой оно было осуществлено. реакция на воздействие конкретной среды в каждый конкретный момент времени зависит от истории всех средовых воздействий, которым индивид подвергался на протяжении предыдущего периода. Например, с иммунологической памятью, в частности, связаны различные аллергические реакции организма.

Стабильность и преемственность признака при анализе стабильности и преемственности развития в генетике поведения рассматривается 3 типа экспериментальных показателей: 1) дисперсии психологических характеристик, 2) ковариации разных показателей, полученных в одном и том же возрасте (кросс-корреляции) 3) ковариации показателей, полученных в разных возрастах (кросс-корреляции).

Вопросы, на которые психогенетика пока не может дать ответ. 1. Что же в реальной жизни означает большая зависимость признака от генотипа? 2. Какие пределы человеческих возможностей (предельный темп, время опознания и т.д.)? 3. Отчего зависят различия в тренируемости? 4. Влияет ли большая зависимость признака от генотипа на меру первичной индивидуализированности?

Нет возможностей и для предсказаний относительно того, какие типы психологических характеристик должны иметь большую, а какие меньшую генетическую компоненту. Поиск закономерностей, которым подчиняется динамика генотип-средовых соотношений Особо стоит вопрос о возможностях перехода от популяционных характеристик к индивидуальному «диагнозу». поиск генетических маркёров, связанных с психологическими характеристиками. Цель этой работы научиться определять вероятность развития того или иного признака у конкретного человека. поиск генетических маркёров, связанных с психологическими характеристиками. Цель этой работы научиться определять вероятность развития того или иного признака у конкретного человека. Психогенетические исследования позволяют решить многие вопросы, прямо не относящиеся к проблеме наследственности и среды. Возрастная динамика генотип-средовых соотношений дает новые критерии для возрастной периодизации и выделения сензитивных, периодов развития для понимания преемственности его этапов; В логике психогенетических исследований наиболее продуктивно исследуются и средовые влияния, поскольку они позволяют контролировать влияние наследственности. все заключения психогенетики валидны настолько, насколько валидны используемые ею диагностические методы.