Выполнили: ученики 7 3 класса Финутикова Дарья, Латыпова Кристина, Кузьменков Леонид Учитель : Алтухова Юлия Вячеславна.
Проблемой исследования является поиск доказательств существования гениальных математических способностей гениальных людей, в силу своей профессии далеких от математики как науки, в частности, А.С.Пушкина
Объектом исследования является А.С.Пушкин, великий поэт России, и его произведения
- Изучить биографию А.С.Пушкина, документы, подтверждающие в противовес некоторым фактам существование способностей к математике великого поэта и его заинтересованность некоторыми разделами математики. -Изучить документы, подтверждающие важность соблюдения математических законов в поэзии, в частности, в произведениях А.С.Пушкина. -Проанализировать изученный материал и сделать выводы о целесообразности изучения данной темы. Цели проекта
- изучить и проанализировать научную, художественную литературу по теме исследования, произведения А.С.Пушкина; - Провести математический анализ трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» - на основе найденных документальных материалов, интервьюирования интересных и значимых для нас людей сделать выводы о правильности нашей гипотезы о гениальности А.С.Пушкина как математика. Задачи проекта
www. Vikipedia. А.С.Пушкин и математика. www. Lib ru. >. Газета > (Приложени е к газете >, 17, 1999 ).
В 1821 год в стихотворении «Чаадаеву» Пушкин писал: В уединении мой своенравный гений Познал и тихий труд, и жажду размышлений. Владею днём моим; с порядком дружен ум; Учусь удерживать вниманье долгих дум; Ищу вознаградить в объятиях свободы Мятежной младостью утраченные годы И в просвещении стать с веком наравне…
Один из выводов исследований: помещая математические статьи П.Б. Козловского в своём журнале «Современник», А.С. Пушкин стремился «стать с веком наравне» даже по отношению к математике.
Хранящаяся в музее-квартире А.С. Пушкина его библиотека, содержащая более четырёх тысяч томов, включает в себя немало книг по естественнонаучной тематике: философские труды Платона, Канта, Фихте, работы Паскаля, Бюффона, Кювье по естествознанию, сочинения Лейбница по математическому анализу, труды Гершеля по астрономии, исследования по физике и механике Араго и Даламбера. Также в библиотеке поэта имелись два сочинения по теории вероятностей, одно из которых представляет собой знаменитый труд великого французского математика и механика Лапласа (1749 – 1827) «Опыт философии теории вероятностей», вышедшей в Париже в 1825 году.
Важно, что неподдельный интерес великого поэта к «наукам естественным» оказывал благотворное влияние на братьев по перу. Так, известный поэт В.Брюсов писал: «Когда я узнаю, что Пушкин изучал Араго, Даламбера, теорию вероятностей, Гизо, историю средних веков, - мне не обидно, что я потратил годы на приобретение знаний, которыми не воспользовался»
… когда А.С.Пушкин «строил» свои произведения, конечно же, руководствовался этой внутренней «математикой» - точным глазомером и верной рукой величайшего мастера – художника. Не по заранее подготовленным формулам располагал он «части в отношении к целому», но само это расположение оказывалось с ним в полном соответствии, и было удивительно математично. Всматриваясь в строгие и точные композиции крупнейших пушкинских произведений, начинаешь по-настоящему понимать всю неслучайность пушкинского утверждения, что «вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии».
… делая вывод по всему нашему анализу «Бориса Годунова», необходимо отметить, что принцип строго и четко продуманного, полного внутреннего смысла расположения «частей в отношении к целому», соотнесенности симметрично по отношению друг к другу расположенных сцен, пронизывает собой насквозь всю структуру трагедии.