Компетентностный подход: требования к содержанию, качеству образования и профессиональной компетентности педагога. Г.Н.Дьяконова, заместитель директора.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внедрение концепции компетентностно- ориентированного образования через развитие индивидуальности основных субъектов образовательного процесса: обучающихся.
Advertisements

Семинар на тему:. содействовать совершенствованию профессиональной компетентности педагогов для достижения более высокого качества образования путем овладения.
Понятие «ключевые компетенции» Теоретический семинар МОУ СОШ уч.год.
Правовые основы деятельности учителя Закон РФ «Об образовании» Типовое положение об образовательном учреждении Приказ Минздравсоцразвития РФ "Об утверждении.
Роль профсоюзной организации в оценке деятельности учителя в свете Федеральных Государственных образовательных стандартов.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Современное представление Квалификационные категории.
Квалификационные требования к руководителю образовательного учреждения.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Квалификационные требования к руководителю образовательного учреждения.
Формирование УУД Педагогические технологии. НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
систематически отслеживать психолого- педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения формировать.
Первые шаги реализации деятельности стажировочной площадки по организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС Школа социального развития.
УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
1 Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ.
Для родителей обучающихся 5 классов школы МОУ СОШ 9 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: от идеи до внедрения.
«Компетенции и компетентностный подход в современном образовании» Зам. Директора по УВР Е.А. Хлебникова.
Для родителей обучающихся 5 классов школы МАОУ СОШ 13 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: от идеи до внедрения.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Транксрипт:

Компетентностный подход: требования к содержанию, качеству образования и профессиональной компетентности педагога. Г.Н.Дьяконова, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 14 г. Яровое Алтайского края

Компетенция (лат. принадлежность по праву) круг полномочий учреждений или лица, круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетентность (лат.надлежащий, способный) совокупность знаний, умений в определенной области;

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Тем самым концепция ориентирует систему образования на реализацию компетентностного подхода.

В современной школе каждый должен принимать участие в управлении. Педагоги и родители в управлении школой, ученики процессом своего образования. Они смогут принять на себя ответственность за результат обучения и образования, будут вносить вклад в эффективную и успешную работу школы.

Руководителю (директору, учителю, классному руководителю, родителю) отводится роль координатора всех усилий в направлении общих целей. Основными методами его работы становятся - консультирование, - организация сопровождения, - мотивирование, - технология делегирования полномочий.

Новые требования к участникам образовательного процесса Руководитель (учитель, ученик...) должны уметь: - различать, сравнивать, оценивать, быстро принимать решения; - работать самостоятельно без постоянного руководства; - брать на себя ответственность; - видеть проблемы и искать пути их решения; - принимать решения в условиях дефицита времени и информации; - планировать и прогнозировать; - работать в группе; - представлять результаты своей работы и работы группы; - быть готовым к переменам.

Компетентностный подход к профессиональным качествам работников образования носил декларативный характер. В настоящее время он предусмотрен правовой нормой.

Приказом Минздравсоцразвития от утвержден новый раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников образования», в котором определены требования к знаниям работников образования».

они должны знать: - Приоритетные направления развития образовательной системы РФ; - законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; - методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); - современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; - технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактика и разрешения; - основы экологии, экономики, социологии; - трудовое законодательство; - основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием и т. п.

Учащиеся должны приобрести базовые компетенции: - когнитивная (теоретические и практические знания); - функциональная (умение и ноу-хау в обучении, трудовой и социальной деятельности); - личностная (поведенческие умения в конкретной ситуации); - информационно-коммуникативная; - этическая (наличие личностных и профессиональных ценностей).

Перечень компетенций вошел в образовательные стандарты нового образца, или т. н. второго поколения. Одно из главных направлений новых стандартов формирование компетентности ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей и пр. на основе освоения универсальных способов деятельности. При этом процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Все это компоненты понятия «новое качество образования».

Компоненты понятия «новое качество образования» Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно- нравственного и социального опыта.

Сегодня образовательный процесс должен давать опыт - демократического поведения, - взаимодействия с другими людьми, - толерантности.

Воспитательная работа должна быть направлена на решение двух взаимосвязанных целей: Социализацию и поддержку процесса индивидуализации личности растущего человека.

В реалиях компетентностного подхода образование и воспитание, наилучшим образом дополняющие друг друга, представляют звенья одной цепи.

Ряд факторов, входящих как в ключевые компетентности, так и в профессиональные, от которых, зависит компетентное поведение руководителя (администратора, учителя) школы:

- высокая степень абстрактно-аналитического мышления, благодаря которому он в состоянии выявить негативные факторы, разрушающие образовательный процесс, негативно действующие на результаты обучения и образования; - готовность включаться в субъективно значимые действия, например стремиться повлиять на развитие школы, повышения качества образования; - формирование у сотрудников (учащихся) способности к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим с собой как субъектом; - синицыативность и готовность к переменам; - знание и понимание общих экономических законов; - готовность поделиться властью,

- способность работать в критических ситуациях; - готовность к поражению, выносливость, самодисциплина; - умение демонстрировать уважение к чужой точке зрения, достигать компромисса; - способность к принятию решения о действии, т. е. компетентность в решении проблем.

Компетентностный подход к управлению учреждением нашел свое применение и в разработке принципов новой оплаты труда в нашей школе. Весь коллектив был вовлечен в процесс создания документов, регламентирующих деятельность Управляющего совета, документов, определяющих профессиональную компетентность участников образовательного процесса, методы, формы и измерители учебных достижений учащихся, профессиональной компетентности сотрудников.

Президентская синицыатива «Наша новая школа», федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) ориентированы на доступность качественного образования в массовой школе, основу которого составляют деятельностно- компетентностная образовательная модель. Президентская синицы

Профессионально-педагогические компетенции: - предметная; - психологическая; - педагогическая; - методическая; - готовность к инновациям; - общекультурная и эмоционально- нравственная.

Формы методической работы ОУ: - педагогические советы; - теоретические семинары; - семинары практикумы; - мастер классы; - педагогические чтения; - посещение уроков завучем; - взаимопосещение уроков учителями; - смотры-конкурсы открытых уроков; - смотры-конкурсы кабинетов; - самоаудит деятельности учителя; - подготовка учителя к аттестации на квалификационную категорию.

Методическая тема школы «Компетентностное обучение как ресурс качественного образования».

Опыт нашей школы свидетельствует, что ключ к устойчивым успехам не в том, чтобы «заполучить» правильную стратегию, а в развитии системного и стратегического мышления, в обязательном введении компетентностного подхода как в образовательный процесс, так и процесс управления.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!