Внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательное пространство школы Грицай Ж.А., заместитель директора по информатизации МБОУ СОШ 14 г. Яровое Алтайского края 2013 г.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий" «При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.»
Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.
Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно- телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Таким образом, обучение с использованием ДОТ является одной из форм применения электронного обучения.
Применение дистанционных образовательных технологий регламентируется приказом Министерства образования и науки РФ 137 от 6 мая 2005 г., приказом управления Алтайского края по образованию и делам молодежи 2783 от г.
Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования состоит в обеспечении доступности качественного образования учащимся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья
Использование дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях обеспечивает достижение следующих целей: реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях; повышение качества подготовки выпускников школы с новым типом мышления, нацеленных на постоянное самообразование, готовых постоянно совершенствовать и развивать свой потенциал; обучение способам продуктивной совместной работы в сети, формирование информационной культуры, позволяющей подготовить школьников к адаптации в новой информационной среде; решение актуальных проблем современной школы, достижения образовательных целей, которые предусмотрены федеральным государственным образовательным стандартом;
Задачи методические и психолого -педагогические организационные и нормативно- правовые технологические финансово-экономические
Применение ДОТ Временные ограничения здоровья детей Обучение детей с ОВЗ Обучение в малокомплектных школах Дополнитель ное образование Дифференцированное обучение Обучение на профильном уровне Обучение по отдельным предметам Обучение в условиях карантина и плохих погодных условиях
Инновацион ная структура МБОУ СОШ 14 Базовая школа Доступная среда Базовая площадка ФГОС Пилотная площадка по внедрению ДОТ
Проект «Внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательное пространство школы» (2012 – 2013 г) Цель реализации: повышение качества промежуточных и итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы через использование дистанционных технологий.
Ожидаемые результаты: на высоком уровне решать задачи, поставленные в Программе развития образовательного учреждения; создать доступную образовательную среду через развитие технических сервисов, совершенствование методик проведения on-line и off-line уроков, разработку учебных дистанционных курсов; обеспечить индивидуализацию обучения, увеличение числа образовательных услуг, предоставляемых ОУ учащимся школы, за счёт использования современных информационных и дистанционных технологий обучения; обеспечить методическое, техническое сопровождение, диссеминацию опыта и повышение квалификации педагогов;
Модели взаимодействия в рамках внедрения ДОТ в систему образования Алтайского края Модель СубъектыСредства обучения Среда взаимодействия Межшкольная (пилотные школы, все остальные школы) Ученики Учителя Администрация Техн. спец-ты Специалист МОУО - Банк учебных курсов (на базе системы Мудл) - Хранилище учебных материалов - УМК печатные - Электронные образовательные ресурсы (ЭОРы) - Сервисы интернет (электронная почта, Skype и др.) - Система «Сетевой край. Образование» (СКО) - Система дистанционного обучения (ДО) Мудл Сетевое сообщество (на базе системы Мудл и АИС «Сетевой город. Образование») Малокомплектн ая (малокомплектные с пилотными школами) Центр метод. поддержки Учителя Администрация Техн. спец-ты Малокомплектн ая (малокомплектные с пилотными школами) Ученики Администрация Учителя (базовых/пилотных школ)
Модели реализации дистанционного обучения В дистанционном обучении выделяют две различные модели представления знаний (контента) обучаемым: - асинхронная модель (off-line), которая предполагает, что преподавание и обучение происходят не только в разных местах, но и в разное время; - синхронная модель (on-line) или модель распределенной аудитории предполагает, что обучение происходит удаленно от преподавателя, но, одновременно, с применением технологий видеоконференций;
Преимущества дистанционного обучения: доступность качественного образования учащимся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья; разнообразие форм организации образовательного процесса за счет использования автоматизированных обучающих и тестирующих систем; оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса; доступность для обучающихся альтернативной информации; совершенствование навыков самоорганизации, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения; ярко выраженная практичность обучения (обучающиеся могут напрямую общаться с конкретным преподавателем и задавать вопросы о том, что интересует больше всего их самих);
Спасибо за внимание!