Cлайды к уроку русского языка по теме «Сложные случаи орфографии» (11 класс)
Л ИНГВИСТИЧЕСКАЯ задача 1. Из предложения Ближайшая деревня находилась в часе пути от нас. найти словосочетание «прилагательное + существительное»
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ задача 2. Найти в словосочетании зависимое слово и из него всять корень. 3. Из словосочетания приземлиться на опушке в главном слове выделить приставку
4. От глагола ЧИТАТЬ всять глагольный суффикс. 5. Из причастия в словосочетании Тающие снега всять суффикс. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ задача
6. Добавить окончание определения из предложения Могучий Олег головою поник. 7. Добавить суффикс возвратности. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ задача
ТРИ ГРУППЫ ПРИСТАВОК Первая группа – самая беспроблемная. Это приставки, которые пишутся всегда одинаково: в-; во-; всо-; вы-; до-; за-; изо-; на-; недо-; о-; об-; от-; па- (только под ударением – паводок, пасынок); пере-; по-; под-; подо-; пра-; пред-; предо-; раза-; с-; со-; су-; у- и другие. Вторая группа – это приставки, которые пишутся, «подлаживаясь» к идущим за ними буквам. Это без- – бес-; вс- – вс-; воз- – вос-; из- – -ис-; низ- – нис; раз- – рас-; роз- – рос-; через- –через- Третья группа – приставки, правописание которых зависит от смысла. Это при- и пре-.
Первая группа приставок Приставки: над-, на-, от, пред-, в-, с-, о-, об-, за- до-, у-, пере-, по-, под-, про- (кроме: прабабушка, прадед...). Неизменяемые
Вторая группа приставок 3. Правописание з, с в конце приставок зависит от следующего звука корня. Запомните: а) Приставка с- пишется всегда одинаково, независимо от произношения. б) В словах: здесь, здание, здоровье з входит в состав корня. в) В составе сложных слов пишите з: близсидящий, близстоящий. 4. Правописание приставок роз-(рос-) и раз- (рас-) определяется ударением.
Третья группа приставок 5. Правописание приставок пре-, при-.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА Безударные гласные корня, проверяемые ударением глота'ть – гло'тка ( орфограмма 1) не проверяемые ударением кастрюля ( орфограмма 2) чередующиеся гласные в корне слова убирать – уберу ( орфограммы )
Корни с чередованием ппапрпрпрпрпрапа
Алгоритм- четкая последовательность действий, приводящая от исходных данных к результату. Алгоритм открывания двери. Достать ключ. Вставить ключ в замочную скважину. Повернуть ключ дважды против часовой стрелки. Вынуть ключ.
ОСК « О, Е после шипящих»
КАРТОЧКА 1 1. Доктор пр…ш…л поздно вечером. 2. Высоко стоит солнце на небе, горячо печ…т землю – матушку.3.Ш…се светилось мелом и лунным светом.4. Долина утопает в треске бесчисленных ц…кад.5. Люди играли деш…выми идеями, как величайшими открытиями.6. Пушкин имел обыкновение читать с карандаш…м в руках.7. Недаром Нарзан называется богатырским ключ…м.8. В пустых залах ходил таинственный ш…рох.9. Кроме русского,В.И. Даль знал еще… двенадцать языков.10. Чтоб мрак спугнуть, я две свечи заж…г, и весело огни их заблестели.
ЛИТЕРАТУРА: 1.Т.Я. Фролова « Русский язык в таблицах и схемах». 2.В.П.Угольникова. Таблица «Орфограммы и пунктограммы русского языка»