Экзаменационные материалы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой форме в 2009 году и система оценивания результатов экзамена Ковалева Галина Сергеевна заместитель директора ФИПИ
Основные вопросы Особенности экзаменационных работ 2009 года Система оценивания результатов экзамена в 2009 году Организация подготовки экспертов для проверки выполнения экзаменационных работ Организация проверки экзаменационных работ Подведение итогов экзамена
Структура экзаменационных работ ГИА (2008) г.
Русский язык Модель экзамена сохранилась Усилена практическая направленность Усилена прогностическая направленность Увеличена целостность культурно- смыслового содержания экзамена Более точно и последовательно учтены возрастные особенности девятиклассников Усилено выравнивание вариантов Усовершенствована система оценивания и др.
Алгебра Модель экзамена сохранилась Большая дифференцирующая способность экзамена Способствует переориентации обучения математике на формирование математической компетентности Использование заданий с выбором ответа повышает объективность и надежность полученных результатов Проведен локальный эксперимент по включению вероятностно-статистического материала
Геометрия Модель экзамена сохранилась Увеличено время экзамена до 180 мин Изменилось число заданий с выбором и кратким ответом при сохранении общего числа заданий Усовершенствованы отдельные модели заданий и система оценивания
Физика Модель экзамена сохранилась Направленность экзамена на комплексную оценку разных сторон учебных достижений по физике: – сформированности методологических знаний и умений – уровня владения экспериментальными умениями –умения объяснять физические явления и процессы (качественная задача) –умений работать с текстом физического содержания
Химия Модель экзамена сохранилась Усовершенствованы отдельные модели заданий и система оценивания
Биология Модель экзамена сохранилась Сокращено время проведения экзамена с 3 часов (180 минут) до 2,5 часов (150 минут) Изменилось число заданий с 35 до 32. Увеличилось число заданий с рисунками Увеличилось число текстов, связанных с проблемами реальной жизни, историей науки
География Модель экзамена сохранилась Уменьшилось время на выполнение экзаменационной работы до 90 мин Изменилось число заданий Можно пользоваться не только атласами для 7 класса, но и для 8-9 классов Разрешается пользоваться линейкой и непрограммируемыми калькуляторами
Обществознание Модель экзамена сохранилась Проведена перегруппировка заданий по содержательным линиям Усовершенствованы отдельные модели заданий и система оценивания Изменен уровень трудности отдельных заданий
История История России Обеспечивается преемственность с ЕГЭ (структура познавательных умений) с учетом возрастных возможностей учеников и специфики курса истории основной школы Включены вопросы, связанные с актуальными проблемам истории России ХХI века В ключение перед заданиями, объединенными общей проблематикой, «стимульного контекстного» материала, помогающего учащимся актуализировать свои знания и войти в проблему
Английский язык Модель экзамена сохранилась (экспериментальный вариант) - оцениваются все виды речевой деятельности Доработана система оценивания письменной и устной речи Планируется широкая апробация в ряде регионов
Информатика Модель экзамена сохранилась (экспериментальный вариант) Заменена тема «Логика» на тему «Обработка текста информации» Расширяется практическая часть работы
Литература Модель экзамена по литературе для 9 класса разработана с учетом сложившихся традиций преподавания предмета и в то же время ориентирована на форму ЕГЭ Основа предлагаемой модели – сочинение, то есть развернутое рассуждение о литературной проблеме, сформулированной в виде вопроса Включена работа с текстом прозаического или стихотворного произведения (по выбору учащегося) Включены вопросы, направленные на выявление понимания особенностей содержания и художественной формы произведения, а также на сравнение анализируемого текста с произведением (или его отрывком), близким по тематике или проблематике
Дополнительные материалы и оборудование, используемые на экзамене в 9-х классах Для всех предметов кроме физики и химии калькулятор на экзамене не используются. На экзаменах по географии, физики и химии у каждого экзаменующегося должен быть непрограммируемый калькулятор. На экзамене по биологии, истории и обществознанию дополнительных материалов не требуется. Экзаменуемые должны иметь возможность использовать на экзамене следующие материалы (оборудование): Алгебра: Настенная таблица квадратов двузначных чисел или таблицы Брадиса в достаточном количестве. Геометрия: Линейка с делениями, угольник, циркуль и транспортир. География: Линейка (- транспортир) и географический атлас для 7, 8, 9 класса. Физика: Экспериментальное оборудование в соответствии с Приложением к варианту (конкретный перечень предоставляется вместе с экзаменационными материалами). Химия: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимический ряд напряжений металлов (всё это есть в экзаменационных материалах). Русский язык: Орфографический словарь.
Система оценивания результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в 2009 году включает: Система оценивания экзаменационной работы по 9 (+3) предметам, включая критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009 году Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом Все материалы будут размещены в свободном доступе на сайте ФИПИ (
Требования к стандартизированной системе оценивания заданий с развернутым ответом Основная цель – повышение точности оценивания выполнения заданий с развернутым ответом за счет: –уменьшения расхождений в оценках независимых экспертов –уменьшения систематических ошибок в работе экспертов. Достижение цели за счет: –совершенствования критериев оценивания –совершенствования системы подготовки экспертов и организации работы экспертов
Система оценивания может считаться объективной и надежной Если несколько экспертов, проверяющих одну и ту же работу, делают одинаковые заключения о подготовке учащегося Если один и тот же проверяющий одинаково оценивает одну и ту же работу ученика, если он проверяет ее через некоторое время ( При повторной проверке работы совпадение должно быть не менее чем в 85% случаев)
Характеристика системы оценивания по отдельных предметам Математика, модель 1: дихотомическая шкала, все задания 1 части – 0,5 баллов, 5 заданий - 2, 4, 4, 6, 6 баллов Математика, модель 2: дихотомическая шкала для заданий 1 части – 1 балл, политомическая шкала для заданий второй части - 5 заданий - 2, 3, 3, 4, 4 баллов Русский язык и все другие предметы: дихотомическая шкала для заданий с ВО и КО – 1 балл, в некоторых заданиях с КО – политомическая шкала в 2 балла; политомическая шкала для заданий с развернутым ответом от 1 до 3 баллов
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по 5-балльной шкале Русский язык
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по 5-балльной шкале Алгебра
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по 5-балльной шкале
Организация подготовки экспертов для проверки выполнения экзаменационных работ Отбор наиболее квалифицированных и ответственных учителей, имеющих опыт работы по оценке на основе стандартизированных критериев Предварительная подготовка экспертов по материалам ФИПИ и региональных служб Подготовка к проверке экзаменационных работ после проведения экзаменов –Выборочный анализ работ учащихся; –Согласование подходов к оценке отдельных заданий
Организация проверки экзаменационных работ Установление регламентов и процедур проверки в соответствии с рекомендация ФИПИ (проверка по заданиям, а не по работам) Обеспечение возможности коллегиального решения по «критическим» работам Введение механизма контроля за качеством проверки (например, выборочная перепроверка работ) Обеспечение нормальных условий работы
Анализ результатов экзамена и подведение итогов До начала обработки результатов экзаменов необходимо провести анализ на с татистическую корректность всех заданий теста (распределение трудности, дифференцирующую способность, веер ответов и др. ) Внести при необходимости корректировки в предлагаемую шкалу оценивания, используя рекомендации по корректировке шкалы, разработанные ФИПИ Факт изменения шкалы пересчета должен быть зафиксирован в отчете территориальной предметной комиссии. Копии данных отчетов должны быть направлены разработчикам для учета в дальнейшей работе.
- Интеграция профессионального сообщества 1.Экзаменационные материалы 2. Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом 3. Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ
Проблемы проведения ГИА-9 1. Не обеспечены одинаковые условия (технология) проведения экзамена, что не позволяет проводить сравнение. 2. Достоверность данных ГИА существенно ниже, чем для ЕГЭ. 3. Не существует единых форматов сбора данных, что не позволяет проводить полноценную обработку результатов ГИА Не удается получить статистические характеристики тестовых заданий, что снижает качество экзаменационных материалов. 5. Отсутствие надежных статистических данных обуславливает недостатки шкалирования результатов экзамена. 6. Ни один регион не может получить информацию об уровне усвоения учебного материала его выпускников в сравнении с общероссийскими данными.
Ковалева Галина Сергеевна заместитель директора Федерального института педагогических измерений Тел/факс 8 (499) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Вопросы и комментарии