Оды Михаила Васильевича Ломоносова
Ода – лирический жанр, пришедший в европейскую литературу из античной поэзии. Ода – лирический жанр, пришедший в европейскую литературу из античной поэзии. Виды: Виды: -победно-патриотическая; ; -похвальная;-философская;-духовная; -анакреонтическая.
Первая ода Ломоносова – «Ода на взятие Хотина»
В оде Ломоносова выделяется три основные части: В оде Ломоносова выделяется три основные части: вступление; вступление; изображение военных действий; изображение военных действий; прославление победителей. прославление победителей.
О подвиге безымянного героя Ломоносов пишет с восхищением: «…Крепит отечества любовь Сынов российских дух и руку: Желает всяк пролить всю кровь, От грозного бодрится звуку…»
Большая часть од Ломоносова была написана по случаю дней восшествия на престол монархов: Большая часть од Ломоносова была написана по случаю дней восшествия на престол монархов: Анне Иоанновне; Анне Иоанновне; Иоанну Антоновичу; Иоанну Антоновичу; Елизавете Петровне; Елизавете Петровне; Петру III; Петру III; Екатерине II. Екатерине II.
Наставниками и помощниками царей должны быть не льстивые царедворцы, а люди, бескорыстно служащие истине, - ученые и писатели. Наставниками и помощниками царей должны быть не льстивые царедворцы, а люди, бескорыстно служащие истине, - ученые и писатели.
Оды Ломоносова отражают многие события того времени
Главной задачей Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть природным богатством России
Ода 1750 г. посвящена точным наукам. «Пройдите землю и пучину, И степи, и глубокий лес, И нутр Рифейский, и вершину, И саму высоту небес. Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно, Чего еще не видел свет…» «Пройдите землю и пучину, И степи, и глубокий лес, И нутр Рифейский, и вершину, И саму высоту небес. Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно, Чего еще не видел свет…»
Большое количество од Ломоносов посвятил Елизавете Петровне: «…Какую радость ощущаю? Куда я ныне восхищен? Небесну пищу я вкушаю, На верьх Олимпа вознесен!» «…Какую радость ощущаю? Куда я ныне восхищен? Небесну пищу я вкушаю, На верьх Олимпа вознесен!»
Важное место отводит поэт так называемым украшениям: олицетворениям, метафорам, аллегориям и гиперболам: «Тогда божественны науки чрез горы, реки и моря в Россию простирали руки»; «Тогда божественны науки чрез горы, реки и моря в Россию простирали руки»; «Или я ныне позабылась и с одного пути склонилась, которым прежде я текла?»; «Или я ныне позабылась и с одного пути склонилась, которым прежде я текла?»; «В полях кровавых Марс страшился, свой меч в Петровых зря руках, и с трепетом Нептун чудился, взирая на российский флаг» «В полях кровавых Марс страшился, свой меч в Петровых зря руках, и с трепетом Нептун чудился, взирая на российский флаг»
В XVIII в. кроме Ломоносова духовные оды писали Тредиаковский, Сумароков,Державин, Херасков
В духовных одах Ломоносова отчетливо прослеживаются две темы: восхищение гармонией, красотой мироздания и гневное обличение гонителей, недоброжелателей поэта; В духовных одах Ломоносова отчетливо прослеживаются две темы: восхищение гармонией, красотой мироздания и гневное обличение гонителей, недоброжелателей поэта; Язык духовных од лаконичен и лишен всякого рода "украшений". Язык духовных од лаконичен и лишен всякого рода "украшений".
Некоторые из духовных од Ломоносова стали «кантами».Особенно был известен 145-й псалом, начинавшийся словами : Некоторые из духовных од Ломоносова стали «кантами».Особенно был известен 145-й псалом, начинавшийся словами : "Никто не уповай вовеки на тщетну власть князей земных". "Никто не уповай вовеки на тщетну власть князей земных".
Спасибо за внимание!!!