Десять способов Решения квадратных уравнений.. Когда уравнение решаешь, дружок, Ты должен найти у него корешок. Значение буквы проверить не сложно, Поставь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
10 способов решения квадратных уравнений Работу выполнила учитель математики МБОУ « СОШ 31» г. Энгельса Волосожар М. И.
Advertisements

A x 2 + b x + c = 0 x 2 + px + q = 0.
Открыть Способы решений полных квадратных уравнений. Разложение Выделение Теорема Виета «Переброска» Свойство коэффициентов Графическое решение Выйти С.
Способ 1. Разложение левой части уравнения на множители. Ответ: 5; х - 8 х.
Х²+2х-7=0 х²+2х=0 (х-5)(2х+4)=0 4х²+х-5=0 3х²-4х+7=0 Выполнил: Сизиков Станислав Учитель: Курилова М.Д.
Классная работа Урок 2. Определение Квадратным уравнением называется уравнение вида:
История развития квадратных уравнений. Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне: Х 2 +Х=3/4 Х 2 -Х=14,5.
Проект на тему: квадратные уравнения. Автор проекта Автор проекта Хисамутдинов Радик МОУ СОШ 3 МОУ СОШ 32008г.. Когда уравненье решаешь, дружок, Ты должен.
«СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ» Элективный курс по алгебре по теме:
Решение квадратных уравнений различными способами Ученик 8 б класса Шаяхметов Руслан Учитель: Матвеева С.Н.
Урок – практикум по теме: «Урок одной задачи» РЕШЕНИЕ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ Храпова Светлана Николаевна, учитель математики КГУ «Гимназия.
1.1 Древний Вавилон Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные.
Муниципальное образовательное учреждение «Храбровская средняя общеобразовательная школа» Десять способов решения квадратного уравнения (пособие для учащихся.
Квадратные уравнения Определение. Неполные кв. уравнения. Полное кв. уравнение. Теорема Виета. Теорема, обратная теореме Виета. Решение кв. уравнений с.
Учитель математики Кучеренко А.А. Цель работы: Знакомство с различными способами решения квадратных уравнений. Задачи: Подобрать информацию по теме из.
Квадратные уравнения Квадратные уравнения- это фундамент, на котором покоиться величественное здание алгебры.
10 способов решения квадратного уравнения Математика 9 класс ах 2 + bх + с = 0.
МБОУ «СОШ 2» г.Саянска Автор: обучающийся 8 В класса МБОУ «СОШ 2» г. Саянска Павельев Иван Научный руководитель: учитель математики МБОУ «СОШ 2» г. Саянска.
Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью.
Квадратные уравнения – это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических,
Транксрипт:

Десять способов Решения квадратных уравнений.

Когда уравнение решаешь, дружок, Ты должен найти у него корешок. Значение буквы проверить не сложно, Поставь в уравненье его осторожно. Коль верное равенство выйдет у вас, То корнем значенье зовите тотчас..

Квадратные уравнения- это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных и трансцендентных уравнений и неравенств. В школьном курсе математике изучается формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. Однако имеются и другие способы решения квадратных уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально решать многие уравнения. Имеются десять способов решения квадратных уравнений. Подробно разберём каждый из них..

1. Разложение левой части уравнения на множители..

Решим уравнения x 2 +10x-24=0. Разложим левую часть на множители: x 2 +10x-24=x 2 +12x-2x-24=x (x+12) -2 (x+12)= (x+12)(x-2). Следовательно, уравнения можно переписать так: (x+12) (x-2)=0 Так как произведение равно нулю, то по крайней мере один из его множителей равен нулю. Поэтому левая часть уравнения обращается в нуль при x=2, а также при x=-12. Это означает, что числа 2 и -12 являются корнями уравнения x 2 +10x-24=0.

2. Метод выделения полного квадрата.

Поясним этот метод на примерах. 1. Решим уравнение x²+6x-7=0 Выделим в левой части полный квадрат. Для этого запишем выражения x²+6x в следующим виде. x²+6x=x²+2· x·3. В полученном выражении первое слагаемое- квадрат числа x,а второе- удвоенное произведение x на 3. Поэтому чтобы получить полный квадрат, нужно прибавить 3², так как x²+2·x·3+3²=(x+3)² Преобразуем теперь левую часть уравнения x²+6x-7=0, прибавляя к ней и вычитая 3². Имеем: x²+6x-7=x²+2·x·3+3²-3²-7=(x+3) ²-9-7=(x+3) ²-16. Таким образом, данное уравнение можно записать так: (x+3) ²-16=0,т.е. (x+3) ²=16. Следовательно, x+3 = 4, x = 1, или x+3 = - 4, x =-7.

3. Решение квадратных уравнений по формуле. Общий вид квадратного уравнения ax²+bx+c=0,a0, ax²+bx+c=0,a0, формула корней квадратного уравнения формула корней квадратного уравнения

Решим уравнения: А) 4x 2 +7x+3=0. а =4, b=7, c=3, D=b 2 -4ac= =1,D>0, два разных корня; Таким образом, в случае положительного дискриминанта, т.е. при b 2 -4ac>0, уравнение ax²+bx+c=0 имеет два различных значения.

продолжение Б) 4x2-4x +1=0 Б) 4x2-4x +1=0 a=4,b=-4, c=1, D=b2-4ac=(-4)2-16=0, D=0, один корень; a=4,b=-4, c=1, D=b2-4ac=(-4)2-16=0, D=0, один корень; Итак, если дискриминант равен нулю, т.е. b2-4ac=0, то уравнение ax²+bx+c=0 Итак, если дискриминант равен нулю, т.е. b2-4ac=0, то уравнение ax²+bx+c=0 имеет единственный корень, имеет единственный корень, В) 2x2+3x +4=0, В) 2x2+3x +4=0, a=2, b=3, c=4, D=b2-4ac=32-32=-13, D<0. Уравнение не имеет корней. a=2, b=3, c=4, D=b2-4ac=32-32=-13, D<0. Уравнение не имеет корней. Итак, если дискриминант отрицателен, т.е. b2-4ac<0, то уравнение ax²+bx+c=0 не Итак, если дискриминант отрицателен, т.е. b2-4ac<0, то уравнение ax²+bx+c=0 не имеет корней. имеет корней.

Формула (1)корней квадратного уравнения ax²+bx+c=0 позволяет найти корни любого квадратного уравнения(если они есть), в том числе приведенного и неполного. Словесно формула (1) выражается так: корни квадратного уравнения равны дроби, числитель который равен второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, плюс минус корень квадратный из квадрата этого коэффициента без учетверенного произведения первого коэффициента на свободный член, а знаменатель есть удвоенный первый коэффициент..

4. Решения уравнений с использованием теоремы Виета (прямой и обратной)..

Как известно, приведенное квадратное уравнение имеет вид: x²+px+q=0 (1) Его корни удовлетворяют теореме Виета, которая при a=1 имеет вид Отсюда можно сделать следующие выводы( по коэффициентам p и q можно предсказать знаки корней)..

а) Если свободный член q приведенного уравнения (1) положителен (q>0), то уравнение имеет два одинаковых по знаку корня и это зависит от второго коэффициента p. Если p>0,то оба корня отрицательны, если p 0), то уравнение имеет два одинаковых по знаку корня и это зависит от второго коэффициента p. Если p>0,то оба корня отрицательны, если p<0, то оба корня положительны.. Например, а) x²-3x+2=0; x1=1 и x2 =2, так как q=2, 2>0 и p=-3, -3 0 и p=8, 8>0.

б) Если свободный член q приведенного уравнения (1) отрицателен (q 0. Например,. б) x²+4x-5=0; x1=-5 и x2=1, так как q=-5, -5 0 x²-8x-9=0; x1=9 и x2=-1, так как q=-9, -9 0 x²-8x-9=0; x1=9 и x2=-1, так как q=-9, -9<0 и p=-8, -8<0

5. Решение уравнений способом «переброски».

Рассмотрим квадратное уравнение ax²+bx+c=0, где a0. Умножая обе его части на a, получаем уравнение a²x²+abx+ac=0 Пусть ax=y, откуда x= y/a ; тогда приходим к уравнению y²+by+ac=0 равносильного данному.Его корни y 1 и y 2 найдем с помощью теоремы Виета. Окончательно получаем x 1 = y 1 /a и x 1 = y 2 /a. При этом коэффициент a умножается на свободный член, как бы «перебрасывается» к нему, поэтому его и называют способом «переброски». Этот способ применяют, когда можно легко найти корни уравнения, используя теорему Виета и, что самое важное, когда дискриминант есть точный квадрат..

Решим уравнение 2x² -11x+15=0, Решение. «Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение y²-11y+30=0 Согласно теореме Виета Ответ: 2,5; 3. /

6. Свойства коэффициентов квадратного уравнения.

А). Пусть дано квадратное уравнение a x²+bx+c=0,где a0. 1. Если a +b+c=0( т.е. сумма коэффициента уравнения равна нулю), то x 1 =1, x 2 =c/a 2. Если a -b+c=0, или b=a+c, то x 1 =-1, x 2 = -c/a Б). Если второй коэффициент b=2k- четное число, то формулу корней (слайд 8 формула 1) можно записать в виде ……………… В). Приведенное уравнение x²+px+q=0 совпадает с уравнением общего вида, в котором а=1,b=p и c=q. Поэтому для приведенного квадратного уравнения формула корней (слайд 8 формула 1) принимает вид: ……………………………(3) Формулу (3) особенно удобно использовать когда p четное число. 1

Решим уравнение 345x x-208=0. Решение. Так как a+b+c=0 ( =0), то Ответ: Решим уравнение 3x 2 -14x+16=0 Решение. Имеем: a=3, b=-14, c=16, k=-7; D=k 2 -ac=(-7) 2 -48=1,D>0, два различных корня;

Для запоминания формулы (3) для решения приведенного квадратного уравнения x²+px+q=0 можно использовать такое стихотворение: р со знаком взяв обратным, Мы на два его разделим. И от корня аккуратно Знаком «минус», «плюс» отделим. А под корнем, очень кстати, Половина р в квадрате, Минус q – И вот решенье Небольшое уравненья:

7. Графическое решение квадратного уравнения. 7. Графическое решение квадратного уравнения.

Если в уравнении x²+px+q=0 перенести второй и третий члены в правую часть, то получим x² = - px - q. Построим графики зависимостей y = x² и y =-px-q. График первой зависимости- парабола, проходящая через начало координат. График второй зависимости- прямая.

Возможны следующие случаи: -Прямая и парабола могут пересекаться в двух точках, абсциссы точек пересечения являются корнями квадратного уравнения; -Прямая и парабола могут касаться ( только одна общая точка), т.е. уравнение имеет одно решение. -Прямая и парабола не имеют общих точек, т.е. квадратное уравнение не имеет корней.

Решим графически уравнения x²-3x-4=0. Решение. Запишем уравнения в виде x²=3x+4 Запишем уравнения в виде x²=3x+4 Получим параболу y=x². Прямую y=3x+4 можно построить по двум точкам M(0;4) и N(3;13). Прямая и парабола пересекаются в двух точках A и B Прямая и парабола пересекаются в двух точках A и B c абсциссами x 1 =-1 и x 2 =4 c абсциссами x 1 =-1 и x 2 =4 Ответ: x 1 =-1, x 2 =4. Ответ: x 1 =-1, x 2 =4.

8. Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки.

Графический способ решения квадратных уравнений с помощью параболы неудобен. Если строить параболу по точкам, то требуется много времени, и при этом степень точности получаемых результатов невелика. Предлагаем следующий способ нахождения корней квадратного уравнения ax²+bx+c=0 квадратного уравнения ax²+bx+c=0 с помощью циркуля и линейки.

Решить уравнение x 2 -2x-3=0 Решение. Определим координаты точки центра окружности по формуле: Проведем окружность радиуса SA, где A( 0;1). Ответ: x 1 =-1, x 2 =3.

9. Решение квадратных уравнений с помощью номограммы.

Это старый и незаслуженно забытый способ решения квадратных уравнений, помещенный на с. 83 (см. Брадис В. М. Четырёхзначные математические таблицы. –М., Просвещение,1990). Таблица XXІІ. Номограмма для решения уравнения z²+pz+q=0. Эта номограмма позволяет, не решая квадратного уравнения, по его коэффициентам определить корни уравнения Криволинейная шкала номограммы построена по формулам : Пологая OC=p, ED=q, OE=a( все в см.), из подобия треугольников CAH и CDF получим пропорцию Откуда после постановок и упрощений вытекает уравнение z²+pz+q=0, причем буква z означает метку любой точки криволинейной шкалы.

10. Геометрический способ решения квадратных уравнений. 10. Геометрический способ решения квадратных уравнений.

В древности, когда геометрия была более развита, чем алгебра, квадратные уравнения решали не алгебраически, а геометрически. Приведем ставший знаменитым пример из «Алгебры» ал- Хорезми

А вот, например, как древние греки решали уравнение y²+6y-16=0 Решение представлено на рис., где y²+6y=16, или y²+6y+9=16+9. Решение. Выражения y²+6y+9 и 16+9 геометрически представляют собой один и тот же квадрат, а исходное уравнение y²+6y =0- одно и то же уравнение. Откуда и получаем, что y+3=±5, или y 1 =2, y 2 =-8( рис). y2y2 3y3y 3y9

Литература. 1. Алимов Ш. А., Ильин В. А. и др. Алгебра, 6-8. Пробный учебник для 6-8 классов средней школы. –М., Просвещение, Брадис В. М. Четырехзначные математические таблицы для средней школы. Изд. 57-е. –М., Просвещение, Злоцкий Г. В. Карточки- задания при обучении математике. Книга для учителя. –М., Просвещение, Клюквин М. Ф. Алгебра, 6-8. Пособие для учащихся 6-8 классов. –М., Просвещение, Кужепов А. К., Рубанов А. Т. Задачник по алгебре и элементарным функциям. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. –М., Высшая школа, М., Математика (приложение к газете «Первое сентября»), 21/96, 10/97, 24/97, 18/98, 21/ Окунев А. К. Квадратичные функции, уравнения и неравенства. Пособие для учителя. –М., Просвещение, Пресман А. А. Решение квадратного уравнения с помощью циркуля и линейки. -М., Квант, 4/72. С Соломник В. С., Милов П. И. Сборник вопросов и задач по математике.Изд.4-е дополн. –М., Высшая школа, Худобин А. И. Сборник задач по алгебре и элементарным функциям. Пособие для учителя. Изд. 2-е. –М., Просвещение,1970.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!