Дестинации: структура и эволюция Д.А. Цапук Департамент культуры и туризма Ярославсской области
Дестинация - совокупность туристских ресурсов территории, являющейся объектом посещения с заранее определенными целями - совокупность туристских ресурсов территории, являющейся объектом посещения с заранее определенными целями
Структура понятия дестинации Дестинация – образ (туристский имидж, бренд) Дестинация – образ (туристский имидж, бренд) Дестинация – продукт (со всеми особенностями, со своим жизненным циклом) Дестинация – продукт (со всеми особенностями, со своим жизненным циклом) Дестинация – территория (инфраструктура, население и т.д.) Дестинация – территория (инфраструктура, население и т.д.)
Стадии жизненного цикла дестинации Разведки (подготовки) Разведки (подготовки) Вовлечения Вовлечения Развития Развития Укрепления Укрепления Стагнации (зрелости) Стагнации (зрелости) Упадка Упадка
Этапы формирования дестигнации Подготовительный (формирование культурной среды, создание музеев, потенциальных объектов показа) Подготовительный (формирование культурной среды, создание музеев, потенциальных объектов показа) Выдвижение идеи (миссии и т.п.) дестинации и начало ее продвижения Выдвижение идеи (миссии и т.п.) дестинации и начало ее продвижения Переход от индивидуального туризма и первых экскурсионных групп к технологиям приема (т.е. появление собственно продукта); прием организованных туристских групп на постоянной основе Переход от индивидуального туризма и первых экскурсионных групп к технологиям приема (т.е. появление собственно продукта); прием организованных туристских групп на постоянной основе Завершение создание продукта или целой серии продуктов, появление туристской инфраструктуры (средств размещения), что превращает территорию в полноценную дестинацию Завершение создание продукта или целой серии продуктов, появление туристской инфраструктуры (средств размещения), что превращает территорию в полноценную дестинацию
Приемы создания образа дестинации 1. Локализация существующего образа (мифа, явления, например, Великий Устюг – родина Деда Мороза) 1. Локализация существующего образа (мифа, явления, например, Великий Устюг – родина Деда Мороза) 2. Рождение, конструирование нового уникального образа (известный маршрут «Золотое кольцо России», который фактически стал брендом крупной территории) 2. Рождение, конструирование нового уникального образа (известный маршрут «Золотое кольцо России», который фактически стал брендом крупной территории) 3. Использование и развитие существующего образа (например, «Иваново- город невест») 3. Использование и развитие существующего образа (например, «Иваново- город невест») 4. Ресурсный подход на основе утверждения о замечательности или уникальности какого-либо вида туристских ресурсов (например, самый маленький, самый большой, самый известный, самый глубокий и т.д.) 4. Ресурсный подход на основе утверждения о замечательности или уникальности какого-либо вида туристских ресурсов (например, самый маленький, самый большой, самый известный, самый глубокий и т.д.)
Структура образа дестинации - центральный образ - центральный образ - дополнительные сильные образы - дополнительные сильные образы - впечатления от архитектуры, застройки - впечатления от архитектуры, застройки - общие впечатления от территории в целом - общие впечатления от территории в целом - образ возможного отдыха и развлечений на территории - образ возможного отдыха и развлечений на территории - образ природы, ландшафта территории - образ природы, ландшафта территории - индивидуальные впечатления или эмоции - индивидуальные впечатления или эмоции - ассоциативные представления об известных людях, достопримечательностях или продукции (например, «здесь был Тургенев») - ассоциативные представления об известных людях, достопримечательностях или продукции (например, «здесь был Тургенев»)
Основные выводы 1. Недостаток внимания теоретического рассмотрения 1. Недостаток внимания теоретического рассмотрения 2. Основные усилия сосредоточены на создании имиджа и его продвижении. Несоответствие реального продукта и его имиджа и территории 2. Основные усилия сосредоточены на создании имиджа и его продвижении. Несоответствие реального продукта и его имиджа и территории 3. Следует учитывать связь образ-продукт- территория 3. Следует учитывать связь образ-продукт- территория 4. Необходимость осмысления и анализа опыта развития других дестинация в России 4. Необходимость осмысления и анализа опыта развития других дестинация в России