Формирование навыков самоконтроля и самооценки как важный фактор повышения качества образования младших школьников Обобщение опыта работы учителя начальных классов Топорковой С.А.
Критерии оценки «устный ответ» 1. Правильность ответа. 2. Его полнота. 3. Наличие примеров.
Критерии оценки «ответ - действие» 1. Правильность выполнения каждого действия. 2. Соблюдение нужного порядка действий. 3. Самостоятельность выполнения.
Самооценка по картотеке Карточка – вопрос Карточка – ответ Информационная карточка по разделу
Приёмы самоконтроля выявление у учащихся умения выделять объект орфографического правила определение того, как ученик действует по правилу
Важные моменты при самоконтроле - анализ типичных ошибок; - составление списка способов действий; - подбор заданий для самостоятельной работы; - проектирование способа повторения и его фиксация; - конструирование диалога; - проектирование деятельности учащихся, не допустивших ошибок; - конструирование диалога по построению проекта выхода из затруднения; - подбор заданий для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; - подготовка образцов выполнения самостоятельных работ
Структура урока 1. Самоопределение к деятельности. 2. Актуализация знаний Локализация затруднений - постановка учебной задачи 2.2. Построение проекта выхода из затруднений - «открытия нового знания». 3. Обобщение затруднений во внешней речи. 4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 5. Рефлексия деятельности (итог урока).
Фиксация результата цветовой гаммой - красный –«нет ошибок» или «старался, и умений у меня прибавилось»; - синий – «1-2 ошибки» или «старался, но результатом не доволен»; - зеленый – « 3 и более ошибок» или «над этим не работал».
Фиксация результата с помощью символов ! Я доволен и могу двигаться дальше. ? Я доволен, но можно сделать лучше. Справлюсь сам. – Я не доволен. Мне нужна срочная помощь!
Критерии для определения уровня самооценки Среднее количество допущенных учащимися ошибок при выполнении учебного задания и их частота. Среднее количество ошибок, пропущенных при проверке работы товарища и своей собственной и частоту их пропуска. Среднее количество ошибок, обнаруженных учащимися при проверке работы товарища и своей собственной. Оценка в баллах за выполненное задание.
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 1 28% 19% % 21% % 41% 40% 20% 4 11% 19% 50% 55% % 20% % Определение уровня сформированности навыков самоконтроля по анкете Г.В.Репкиной, Е.В. Заики
Результаты контрольных срезов Качество знаний