«Семья и школа : духовно- нравственное воспитание поколения»
Воспитание- навыки поведения, привитые семьей,школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх – духовность, она бесконечна... Не будет нравственности не будет ничего, никакого воспитания. Сенека писал : «научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Толстой Л.Н :»из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Нравственность – категория этики, обозначающая особую форму общественного сознания и вид общественных отношений, цель которых – сформировать способы нормативной регуляции поведения и действия людей в обществе»
Нравственность – обычаи, нормы поведения, бытующие среди людей. Нравственность – одна из самых важных сторон человеческой жизни. Она заключается в добровольном согласии людей делать добро и не делать зла. Нравственный поступок (образ жизни ) – это такой поступок, который согласуется с чувствами, представлениями, стремлениями и интересами абсолютного большинства сограждан и не противоречит многовековому опыту человечества.
Главный долг – воспитать в своих детях глубокие нравственные кчаества, являющиеся неотъемлемой частицей их духовного мира. А для педагогов школы задача состоит в том, чтобы максимально помочь семье в преодолении трудностей в нравственном воспитании детей, помочь семье в овладении законами нравственного воспитания детей в семье.
Законы нравственного воспитания в семье: Закон 1. Каждый ребенок, живущий в семье должен быть любим независимо ни от чего. Закон 2. Каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты. Закон 3. Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение. Закон 4. Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка.
Закон 5. Понимание ребенком слов «можно»,»нельзя», «надо». Закон 6. Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами. Закон 7. Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею. Закон 8. Культивирование в семье положительных привычек. Закон 9. Создание условий для общения ребенка с нравственными людьми. Закон 10. Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.
Личность – это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Другое значение – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Таким образом, понятие «личность» связано с понятием «общество». Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли – работника, семьянина, спортсмена и школьника. Он совершает поступки, проявляя себя деятельно и сознательно. Он может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, упорным или ленивым спортсменом и др.. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает «плавание по воле случая».
Нравственность и здоровье По данным медицинских наблюдений,53% учащихся имеют ослабленное здоровье, выявлена тенденция к росту заболеваемости по таким формам,как миопия, плоскостопие, нервно- психические расстройства, аллергия различной этиологии. У 40-45% школьников ведущие места занимают болезни органов пищеварения,ЛОР- органов.У 13% школьников нарушение органов чувств, осанки,нервной системы, гиподинамией.
Нравственность – это залог человеческой,а не животной жизни. Она не приходит сама, она воспитывается через улыбку,голос, жест матери, доброе слово учителя,наставника, через игру, занятие любимым делом. Дети должны жить в мире красивого, сказки, музыки, рисования, фантазии и творчества.
Макарова В.Г
Старчкова С.Г