Организация работы по профилактике суицида в МБОУ Алексеевской СОШ
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, ( лишение себя жизни )
Суицид Суицид Является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается убийцей 2 молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. Убийцей 1 являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления.
« СТРАШНАЯ » СТАТИСТИКА Россия занимает 1 место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков и 6 место в мире по числу суицидов среди всех возрастов ( после Литвы, Южной Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии ). По данным статистики за последние годы количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35-37%. В России с 1990 по 2010 год было зарегистрировано около 800 тысяч самоубийств.
Учреждение образования, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. Три базовых вопроса могут быть заданы в этой связи: - что должно быть сделано, чтобы предотвратить самоубийство, -что должно быть сделано, когда молодой человек угрожает кончить жизнь самоубийством, - что необходимо делать, когда самоубийство произошло.
Структура социально - психологической службы школы Администрация зам.директора по ВР Психолог Социальный педагог Классные руководители
Особенности работы СПС школы Взаимодействие подструктур социально - психологической службы школы. Взаимодействие социально - психологической службы школы со всеми субъектами учебно - воспитательного процесса. Взаимодействие социально - психологической службы школы с Советом школы и волонтерской группой учащихся.
Главная задача социально - психологической службы школы - Социально - психологическое сопровождение всех субъектов учебно - воспитательного процесса с целью сохранения психологического здоровья всех субъектов учебно - воспитательного процесса. Главный критерий эффективности СПС – благоприятный психологический климат школы, психологический комфорт ( удовлетворение базовой потребности личности в безопасности ).
Уровни профилактической и реабилитационной работы в области предупреждения распространения суицидного поведение в детской и подростковой среде
Первый уровень – общая профилактика Цель - повышение групповой сплоченности в школе Мероприятия Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.
Второй уровень – первичная профилактика Цель - выделение групп суицидального риска ; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств Мероприятия Диагностика суицидального поведения Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем - разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
Второй уровень – первичная профилактика Цель - Повышение осведомленности персонала и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации Мероприятия Классные часы, круглые столы, стендовая информация Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства
Третий уровень – вторичная профилактика Цель - Предотвращение самоубийства Мероприятия Оценка риска самоубийства Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья ( психиатрическая клиника ?), запрос помощи. Оповещение родителей. Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.
Четвертый уровень – третичная профилактика Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев Мероприятия Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению
Четвертый уровень – третичная профилактика Цель - социальная и психологическая реабилитация суицидентов Мероприятия Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно - стрессовых переживаний в дальнейшем
В непосредственной работе с детьми мы используем следующие приемы и методы : а ) обучение способам расслабления ; б ) проигрывание проблемных ситуаций, являющихся травмирующими для застенчивого ребенка ( публичное выступление, ситуация знакомства и т. д.); в ) подвижные игры для развития коммуникативных навыков ; г ) постановка спектаклей ; д ) рисование для выявления и отработки страхов ; е ) использование элементов сказкотерапии, художественных произведений с ярко прорисованными характерологическими чертами героев и явным разрешением проблем ; ж ) обучение диалоговому общению в сюжетно - ролевых играх.
Сайт « ТЫ ПОБЕДИШЬ ! РУ », где оказывается реальная помощь отчаявшимся людям.