МАДОУ «Детский сад 40 «А л енушка » общеразвивающего вида » Использование приемов мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста как одного из видов наглядного моделирования Автор: учитель-логопед, высшей квалификационной категории Мещерякова В.Н. Великий Новгород 2013
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать работу необходимо с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
Самое главное для ребенка в повествовании - последовательно излагать основные действия и события. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям: - выстраивать рассказ, - соблюдать последовательность рассказа, - наполнять рассказ лексико-грамматическими формами.
В работе с мнемотаблицами можно выделить ряд этапов: 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме, в младших группах с помощью воспитателя, в старших –самостоятельно (более подробно описано у Назаровой И. И.).
Последовательность работы с мнемотаблицами: 1. Использование опорных схем происходит в различных видах деятельности, как на занятии так и в бытовых ситуациях (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален). 2 Введение элементов символов целесообразно водить со второй младшей группы (форма, величина, цвет и действия с предметом) 3. Сочетание символов, чтение их цепочки. 4. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.) 5. Творческое создание детьми опорных схем.
Осенью часто идёт дождь. Люди осенью одевают тёплые куртки, шапки, шарфы и перчатки. Осенью на ноги люди одевают сапоги. Осенью люди берут с собой зонт, чтобы укрыться от дождя. Осенью в лесу вырастает много грибов. Осенью в саду поспевают фрукты. Осенью в огороде поспевают овощи. Осенью птицы улетают на юг. Осенью белка себе в дупло запасает грибы и орешки на зиму. Осенью медведь ложится спать до весны в берлогу.
Наступила осень. У осени три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. Осенью солнце уже ярко светит не так ярко как летом и мало пригревает. Стало холодно. На небе появилось много туч. Часто идёт дождь. На улице стало грязно, сыро, кругом лужи. Трава пожелтела. Листья на деревьях становятся жёлтыми, красными, оранжевыми, коричневыми. Они опадают с деревьев и покрывают землю разноцветным ковром. Осенью в лесу вырастает много грибов. Перелётные птицы улетают на юг. Ёжик забирается в норку, а медведь в берлогу на зимовку. Люди одеваются теплее, надевают тёплые куртки, шапки, шарфы и сапоги. Они берут с собой зонт, чтобы укрыться от дождя. Осенью в саду поспевают фрукты, а в огороде – овощи. Люди из овощей и фруктов делают себе заготовки на зиму.
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. у детей расширяется кругозор;
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!