«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?… Умер человек, которого мы теперь имеем право…назвать великим человеком, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших!» И.С.Тургенев
Это было точно необыкновенное явление русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед. Н. Гоголь Тогда было то поэтическое время, когда всё добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть действующим лицом, а не зрителем. Н.В.Гоголь «Взгляд на составление Малороссии». «Тарас Бульба» есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа. Если в наше время возможна гомерическая эпопея, то вот вам её высочайший образец, идеал и прототип! В.Г.Белинский «Миргород» «Тарас Бульба»
Повесть – эпический, прозаический жанр. Историческая повесть ставит перед собой цель изображения жизни прошедших эпох. Воссоздавая события и облик прошлого, опираясь на исторические данные, писатель идет по пути творческого вымысла. Замысел Гоголя – исследовать русский национальный характер. Гоголь выбирает острый исторический момент – борьбу запорожских казаков за национальную независимость. Гоголь изобразил Запорожскую Сечь веков. Гоголь рисует величие и героику народной освободительной борьбы, героический облик украинского народа.
Задания группам. 1 группа: Домашнее задание: перечитайте отрывки из произведения, связанные с описанием учебы Остапа и Андрия в бурсе, описывающие их поведение в первых боях - Подумайте, как раскрываются характеры героев в их поступках? - Что общего между сыновьями Тараса и чем они отличаются? - Сопоставлены или противопоставлены герои? - Какие средства характеристики героев использует автор? - Как выражается авторская позиция?
Задания группам. 2 группа. Домашнее задание: Найдите фрагменты, связанные с изменой Андрия (гл. 6) и его смертью (гл. 9). Приготовьте выразительное чтение сцены гибели Андрия. - Какие чувства возникают у вас при чтении этих отрывков? - Осуждаете вы или оправдываете Андрия? - Каково отношение отца, брата к его поступку? - Какие средства характеристики героя использует автор? Как отражается в них авторская позиция?
3 группа. Домашнее задание: Прочитайте эпизод «Гибель Остапа» (гл.11). Подумайте, каково значение эпизода в фабуле и сюжете повести. - Как ведет себя герой? - О чем заботится Остап в последние минуты жизни? -Какие черты характера героя раскрываются в эпизоде? - Проанализируйте изобразительные средства языка. Помогают ли они определить авторскую позицию? Задания группам.
4 группа. Домашнее задание: Подготовьте ответ на вопрос: сопоставлены или противопоставлены герои повести Остап и Андрий. Оформите ответ как презентацию. - В чем смысл противопоставления героев? - Кто из героев ближе автору? Почему? - Как прием антитезы помогает писателю в осуществлении замысла раскрыть черты русского национального характера?
Памятка. Приёмы создания характера героя. - Портрет (внешние черты: лицо, фигура, костюм) - Прямая авторская характеристика. - Основные поступки. - Характеристика героя другими действующими лицами. - Сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставление им. - Интерьер ( изображение условий, в которых живет и действует персонаж) - Речь. - Пейзаж (изображение природы, которое помогает лучше понять мысли и чувства персонажа). - Художественная деталь.
Способы выражения авторской позиции. - Портрет героя. - Прямая авторская оценка героя или события. - Тон повествования (иронический, серьезный, трагический) - Использование изобразительных средств языка (подбор эпитетов, сравнения, гиперболы). - Система персонажей ( их сопоставление, противопоставление).