Структура коррекционной направленности обучения в Г(О)С(К)ОУ С(К)О школе-интернате V вида с.Дмитряшевка
Цели обучения Цензовоеобразование(реализацияиндивидуальныхобразовательныхмаршрутов)Цензовоеобразование(реализацияиндивидуальныхобразовательныхмаршрутов)Социальнаяадаптация(возможностьвключиться в социум на общихоснованиях)Социальнаяадаптация(возможностьвключиться общихоснованиях)Коррекция(компенсация) ведущего и сопутствующегодефектовКоррекция(компенсация) сопутствующегодефектов
Н а п р а в л е н и я к о р р е к ц и и Формирование связной устной речи Формирование письменной речи (чтение и письмо) Коррекция недостатков личности Совершенствование коммуникативных навыков Развитие и совершенствование технической и содержательной сторон письма Развитие процессов произвольности и регуляции Коррекция звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры Развитие словарного запаса Развитие грамматического строя речи Формирование навыка понимания и продуцирования связных высказываний Развитие и совершенствование технической и содержательной сторон чтения
Формы осуществления Целенаправленный коррекционный процесс: Специальные уроки; Коррекционная работа на всех уроках и во внеурочное время; Индивидуальные занятия. Текущая коррекция: Повседневная деятельность детей в урочное и внеурочное время; Единые требования к речи учащихся и оформлению письменных работ; Формирование мотивации и социально приемлемых форм общения; Учет индивидуальных возможностей и потребностей учеников.
Совершенствование грамматического строя речи как одно из направлений коррекционной работы
Недостаточность речемыслительной деятельности – языкового анализа, синтеза, способности к языковым обобщениям – затрудняет не только практическое освоение грамматики родного языка, но и усвоение теоретических знаний на уроках русского языка и литературы.
Наличие большого количества аграмматизмов, их устойчивость в письменной речи учащихся определяется тремя основными механизмами.
Основные механизмы Несформированность обобщенных звуко-буквенных образов Нарушение линейного развертывания Гипергенерализация языковых форм
Уроки русского языка Уроки развития речи, индивидуальные логопедические занятия
Специфичность обучения детей в школе с тяжёлыми нарушениями речи заключается в невозможности опереться на практическое овладение языком, так как ассоциации, стереотипы и обобщения, сформированные в процессе речевой практики детей с недоразвитием речи, часто деформированы или ограничены.
Формирование письменного высказывания Проверить и внести изменения и исправления Расположить их в соответствии с нормами литературного языка Произвести отбор лексических и грамматических средств Определить границы предложений Продумать тему сообщения
Этапы формирования навыка построения письменного высказывания Языковой анализ Моделирование Конструирование
«Снежный ком»
«Головоломка» «Головоломка»
«Чепуха»
Сформированные на уроках русского языка и логопедических занятиях грамматические умения и навыки необходимо закреплять и автоматизировать на всех уроках и во внеурочное время. Коррекцию проявлений аграмматизма необходимо также осуществлять в условиях спонтанного общения.
Главная заповедь учителей нашей школы – на уроке должны говорить дети