Как литература входит в жизнь композиторов и ложится в основу их произведений, так музыка способствует формированию духовной, нравственной жизни самих писателей и поэтов, затем – героев их произведений.
Там, где слова «бессильны, является во всеоружии своём более красноречивый язык, т. е. музыка. Ведь и стихотворная форма, к которой прибегают поэты для выражения любви, уже есть узурпация сферы, принадлежащей безраздельно музыке.
Слова, уложенные в форму стиха, уже перестали быть просто словами; они омузыкалились. Лучшим доказательством того, что стихи, пытающиеся выразить любовь, суть уже музыка, не имеют почти никакого смысла. Между тем смысл в них не только есть, но в них глубокая мысль, только не литературная, а чисто музыкальная».
Музыка и литературный текст, соединяясь в песне, романсе, опере, образуют новое художественное единство, которое начинает жить по своим законам.
Стихотворение «Певец» (1815) отражает глубину юношеского чувства к Екатерине Бакуниной – сестре одного из лицеистов. Романсы писали Н. С. Титов, А. Н. Верстовский, А. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Н. К. Метнер, И. Н. Соколов.
600 народных песен: среди них 20 песен свадебных, 12 обрядовых, есть плясовые… «Зимний вечер», «Дубровский», «Капитанская дочка». «Песни о Стеньке Разине». «Песни западных славян».
Трагедия «Моцарт и Сальери» Автор глубоко проник в мир музыки, в психологию двух её творцов.
Алябьев Глинка М. И. Даргомыжский А.С. Мусоргский М. П. Чайковский П. И.
Бородин А. П. Римский –Корсаков Н. А. Рахманинов С. В. Шостакович Д. Свиридов Г.
500 произведений поэта легли в основу более 300 музыкальных произведений. Это оперы, балеты, оратории, кантаты, симфонические и камерно- инструментальные произведения, свыше 2000 романсов, музыка к спектаклям, кинофильмам.
«Пушкин силой гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки… Независимо от сущности того, что он излагает в форме стиха, в самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то, проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка».
«Не пой, красавица, при мне…» Глинки «Я здесь, Инезилья» Глинки «В крови горит огонь желанья» Глинки Ночной зефир» Глинки, Даргомыжского «Я помню чудное мгновенье» Глинки «Буря мглою небо кроет» Варламова «Я вас любил» Даргомыжского, Алябьева
«Сожжённое письмо» Кюи «Мой голос для тебя» Рубинштейна; «Погасло дневное светило» Геништы; «Брожу ли я вдоль улиц шумных» Александрова; «Когда для смертного умолкнет шумный день» Шапорина; «Для берегов Отчизны дальней» Бородина;
«Роняет лес багряный свой убор» Свиридова; «Зимняя дорога», «К няне…», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры» Свиридова; «Редеет облаков летучая гряда» Римского- Корсакова;
«Медленно раскрылся занавес… Пауза. Вот из-за кулис выходит почему-то один пианист… Недоумённое движение в зале, и снова всё выжидающе застыло. Пианист быстро поставил ноты на рояль, сел, на секунду опустил голову, потом упрямо вскинул её и взял вступительный аккорд… Откуда-то послышался полный величавой красоты, единственный в мире голос, рванулись посередине бархатные завесы и сейчас же сомкнулись позади неподвижно стоящего, во всём своём гордом великолепии, уже поющего Шаляпина».
Кроме романсов, есть оперы и балеты по произведениям Пушкина. Среди них шедевры Глинки, Чайковского, Мусоргского, Римского- Корсакова.