В 1857 году Кабинет министров вынес решение о сооружении в Великом Новгороде памятника в честь тысячелетия России. Почему же памятник решили построить в Новгороде? Новгород - старинный русский город, колыбель государственности - центр объединения восточных славян. Первые сведения описанные в летописи о городах относятся к Новгороду. Именно отсюда, из Новгорода, первый достоверный князь Олег перешел в Киев, куда перенес столицу городов русских. Новгород по праву считается "отцом городов русских", поэтому и памятник был сооружен в Новгороде.
23 апреля 1859 года была объявлена в печати программа конкурса на представление проекта памятника. 1. СРОК КОНКУРСА – 6 месяцев 2. ОТРАЖЕНИЕ 6 ГЛАВНЫХ ЭПОХ ИСТОРИИ: Основание государства год. Введение христианства год. Начало освобождения от татарского ига год. Основание самодержавного царства Русского год. Восстановление самодержавия избранием на царство Михаила Федоровича год. Преобразование России и основание Российской империи год. 3. ВЫСОТА ПАМЯТНИКА – НЕ ВЫШЕ 18 МЕТРОВ.
Приняли участие 52 проекта
высота 15 метров ширина 10 метров Шар, Шар, представляющий державу, вокруг которого установлены шесть групп - шесть эпох в истории России. Группа из двух фигур Группа из двух фигур - ангела с крестом в руке и коленопреклоненной женщины, аллегорически олицетворяющей собою Россию. Установлена эта группа вверху на державе. Проект Микешина представлял из себя по форме опрокинутую шапку Мономаха и состоял из трех частей: Пьедестал: Пьедестал: На середине пьедестала предполагалось изобразить барельефы, выражающие шесть эпох в истории России и разделяющиеся один от другого медальонами.
Ярусы Верхний Ангел, держащий крест Женщина Средний (эпохи истории России) Основание Русского государства Введение христианства Начало освобождения Руси от татарского ига Основание самодержавия Начало династии Романовых Основание Империи Российской Нижний (горельефы) Военные люди Просветители Государственные деятели Писатели, художники, Музыканты, ученые
В верхней части памятника расположена скульптурная группа: ангел, держащий крест, и склоненная перед ним женщина, символизирующая Россию. Прекрасный образ русской женщины, сильной и самоотверженной, живущей сложным духовным миром, - этот образ достойно венчает памятник России. Русская женщина - символ Родины.
Огромный шар опоясан надписью, выполненной славянской вязью: "Свершившемуся тысячелетию Российского государства в... лета 1862". Вокруг державы размещено 17 фигур. Они объединены в шесть скульптурных групп, которые обозначают важнейшие этапы русской истории. Каждая группа ориентирована на определенную часть света, что имеет символический смысл. Так, князья Рюрик и Владимир обращены на юг, к стольному Киеву, Иван III - на восток, к Москве, а взгляд Петра I устремлен к северной столице Российской империи - Петербургу. Дмитрий Донской представлен на юго-восточной стороне - оттуда были нашествия татар. Минин и Пожарский как бы противостоят западной угрозе Руси.Рюрик Владимир Иван IIIПетра I Дмитрий Донской Минин и Пожарский
Основание Русского государства На южной части в полный рост изображена фигура легендарного Рюрика в одежде воина. Взгляд его, обращенный на просторы Ильменя, прям и смел, черты лица исполнены мужества и благородства. В руках он держит щит с надписью "Лета 6370" (862 г.). С именем Рюрика летопись связывает образование русского государства. Князь Рюрик
Введение христианства Князь Владимир, в поднятой правой руке держит крест, в левой - книгу. Справа женщина подносит Владимиру ребенка, слева на коленях стоит язычник и бросает старое изображение бога- идола. В 988 г. при Владимире принимается новая христианская религия вместо старой языческой. Скульптурная группа "Киевский князь Владимир".
Начало освобождения Руси от татарского ига Дмитрий Донской, изображен в полный рост, подпирая ногой поверженного татарина. Волевая фигура Дмитрия Донского отображает непреклонное стремление бороться за независимость отечества. Он стал во главе русских земель для борьбы с татаро-монгольским игом и на Куликовом поле в 1380 году русское войско, им предводительствуемое, одержало победу, положив начало свержения татарского ига. Скульптурная группа "Дмитрий Донской"
Основание самодержавия В полный рост изображен Иван III. Он одет в богатую одежду царя, в руках его символы царской власти - скипетр (в правой руке) и держава (в левой руке). Иван III - собиратель Руси, талантливый дипломат. При нем последовательно были присоединены к Московскому государству Новгородское, Тверское, Рязанское и Псковское княжества, образовалось единое русское национальное государство. Скульптурная группа «Иван III»
Начало династии Романовых Скульптурная группа "Минин и Пожарский". Справа от царя Михаила Фёдоровича Д. М. Пожарский Слева от царя Михаила стоит Козьма Минин, справа - князь Пожарский. Именно их усилиями родилось всенародное ополчение, освободившее Москву от польских интервентов, а уж затем в столице был в 1613 году избран на царство молодой Михаил Романов. Пластический образ самого Михаила получился довольно бледный, невыразительный. И не случайно: то был государь, ничем значительным себя не проявивший. Микешин не мог, разумеется, не изобразить родоначальника правящей династии, но отодвинул его в глубь композиции.
Преобразование России и основание Империи Российской Скульптурная группа "Пётр I". На север, обращена фигура Петра I, в порфире, увенчанного лавровым венком со скипетром в правой руке. Над Петром, с левой стороны, возвышается фигура Гения в образе ангела - символ великих побед преобразователя России и великого значения осуществленных им реформ. Эта группа отображает блестящую победу русского оружия в Северной войне ( гг.) и образование Российской империи.
"Писатели и художники"."Просветители" "Государственные люди"«Военные люди"
21 сентября 1862 г в Новгороде в присутствии Императора Александра II состоялось открытие памятника