Скажи мне – – – – и я забуду; Покажи мне – – – – и и и и я запомню; Дай сделать – – – – и и и и я пойму. КОНФУЦИЙ
Interactive - Inter – взаимный to act - действовать Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов, ведущая роль отводится развивающим – частично поисковым, поисковым и исследовательским видам деятельности учащихся это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов, ведущая роль отводится развивающим – частично поисковым, поисковым и исследовательским видам деятельности учащихся
Методы обучения: Взаимосвязь Характеристика методов обучения Пассивные методы обучения (определенная познавательная активность ученика; низкий уровень активности ученика, преобладает внешняя мотивация, репродуктивный характер деятельности, отсутствует самостоятельность и творчество (определенная познавательная активность ученика; низкий уровень активности ученика, преобладает внешняя мотивация, репродуктивный характер деятельности, отсутствует самостоятельность и творчество Активные методы обучения (обеспечивают высокую познавательную активность, самостоятельность, психосоциальный рост личности школьника) Интерактивные методы обучения (Постоянное взаимодействие педагога и учащихся; взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание, учитель и ученик выступают равноправными субъектами обучающего процесса)
Каким видят учителя на уроке? «источник знаний» «образец» «плановик» «контролер» «судья» «организатор» «дирижер» «участник» «помощник» «стимулятор» «товарищ»
Интерактивные технологии Самостоя-тельно В паре В группах Весь класс «Микрофон»«Карусель»«Аквариум» «Общий проект» «Синтез идей» «Карусель» «Мозговой штурм» Метод «Пресс» «Обучая учусь» «Выбор»
Интерактивные упражнения:
«Аквариум» ? ? ? ! ! ! Учащиеся объединяются в группы по 5–6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса и получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают заметки. После публичного выполнения задания учащиеся обсуждают его в дискуссии. Затем место в «Аквариуме» занимает другая группа.
«Два, четыре – все вместе» ??? ??? ??? ??? ??? ??? ???????????? ???????????? ???????????? ???????????? ???????????????????????? ???????????????????????????? ???????? Учащимся предлагается проблема или информация, которую они отрабатывают сначала самостоятельно, затем обсуждают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обсуждение вопроса.
«Микрофон» Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший микрофон, четко и лаконично излагает свою мысль и вывод.
«Синтез идей» Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая второе и т. д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая -третьей и т. д. Когда листок возвращается к хозяевам, каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.
«Мозговой штурм» Мозговой штурм методика творческого мышления, помогающая нахождению новых решений путем высвобождения индивидуальных мыслительных способностей. Группа людей, знакомится с проблемой, и каждый из них затем представляет свои идеи выхода из нее. Во время мозгового штурма никто не комментирует высказываемые идеи, не дает им оценки. Методика мозгового штурма должна вовлечь всех, создавая возможность для свободного высказывания. После соответствующей аналитической обработки 5-6-идей окажутся потенциальным решением проблемы.
Метод «Пресс» 1.«Я считаю, что…» 2.«… так как…» 3.«…например…» 4.«Итак…» Развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, аргументировано, лаконично. Состоит из четырех этапов: Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»). Обоснование своей мысли («Так как…») Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («Например, …»). Обобщение, выводы («Итак…»)
«Выбери позицию» «Да» «Не знаю» Решение!!! «Нет» Обсуждение… Предлагаются проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение) «Нет» (за второе предложение) «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируя три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и принятие решения.
Карусель Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, идеями: после этого учащиеся перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме провести по кругу опрос. Совместный проект Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом. Обучая, учусь Материал урока делится на отдельные блоки по числу учащихся в классе. Они обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего коллективное обсуждение и закрепление учебного материала.
Интерактивная игра «Тридцать три» ( « ОЙ !» ), которую можно провести во время изучения темы «Признаки делимости на 3 и 9»в 6-м классе активизирует внимание, а также позволяет физически размяться. Правила просты. Мы начинаем считать: один ученик говорит – "один", второй-"два" и так далее по очереди. Те участники, которым предстоит сказать число, содержащее 3 (на пример 3, 13, 23 и т.д.) а также число, кратное трём, должны вместо того подпрыгнуть и хлопнуть в ладони ( сказать «ОЙ!»). Тот, кто ошибся и произнёс вслух число, выбывает из игры. При этом счёт продолжается со следующего за выбывшим участником или начинается снова. Победителем становится один ученик. Интерактивная игра «33» ( «ОЙ!» )
Использование игры «Танграм» В течение четырех тысячелетий китайская игра «Танграм» служила любимым развлечением в странах Востока, а с начала XIX века она получила распространение и на Западе. Трудно переоценить логическую и творческую ценность головоломки, богатые возможности для ее применения на уроках математики В 5-6 классах можно использовать её при изучении темы «Прямоугольник. Квадрат». Учащимся раздаются 7 танов и предлагается из них собрать квадрат, измерить его площадь, периметр. В качестве творческого задания - составить интересные фигуры.
Элемент интерактивного метода: работа в малых группах по методике Диалог Группы ищут согласованные решения, а результат работы должен быть отображен в виде схемы, плаката.. Эта методика включает противостояние и критику позиций той или иной группы, а все внимание сосредоточено на сильных моментах позиций других. В завершении работы составляется обобщенная схема или плакат. Урок : Координатная плоскость Группы составляют плакаты. Согласно критериям, из каждого плаката выбираются наиболее удачные элементы. Из них формируется идеальный плакат.
Интерактивный урок Этап урока % времен и Методическая цель Примерные методики 1 этап Мотивация 5 % Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы «Блицопрос»«Микрофон» «Мозговой штурм»
Этап урока % времени Методическая цель Примерные методики 2 этап Оглашение темы и задач 5% Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока Через эпиграф, слово, название Интерактивный урок
Этап урока % времени Методическая цель Примерные методики 3 этап Получение необходимой информации 5% Инструктаж учащихся для выполнения задания Презентация домашнего задания Ознакомление с раздаточным материалом Мини-лекция Интерактивный урок
Этап урока % времени Методическая цель Примерные методики 4 этап Интерак тивное задание 60% Практическое усвоение материала «Аквариум» «Аквариум»«Пресс» «Карусель» «Карусель»Стимуляция Дебаты Семинар Семинар «Снежный ком» «Микрофон» «Микрофон» «Защита проекта» Работа в малых группах Интерактивный урок
Этап урока % времени Методическая цель Примерные методики 5 этап Подведе- ние итогов 25%Обсуждение с целью закрепления материала «Большой круг» «Неожиданное предложение» «Снежный ком» «Творческое задание» «Проект»«Пресс» Интерактивный урок
Положительные стороны Отрицательные стороны Расширение ресурсной базы Первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно при недостаточном уровне подготовленности обучающихся Высокая степень мотивации Трудности установления дисциплины и ее поддержания Максимальная индивидуализация обучения Строгий лимит обучающихся Акцент на деятельность, практику Объем изучаемого материала небольшой Широкие возможности для творчества Требуется большое количество времени Прочность усвоения материала Сложность индивидуального оценивания Положительные и отрицательные стороны интерактивных технологий
Почему мы говорим «да» интерактивным методам? Высокая мотивация Прочность знаний Творчество и фантазия Коммуникабельность Активная жизненная позиция Командный дух Ценность индивидуальности Свобода самовыражения Акцент на деятельность Взаимоуважение Демократичность
Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше стать тем, кто тряхнет яблоню